Жан-Поль Сартр (1905-1980) Сартр больше философ, чем писатель, в отличие от Камю. С 1931 года Сартр преподавал философию. Одновременно писал роман. 1938 год - опубликован роман "Тошнота". Герой книги Антуан Рокотан, его сознание заполняется внешним миром, как чем-то чужеродным. Это вызывает ощущение, похожее на интеллектуальную тошноту. Вещи повсюду, они подавляют тяжестью своей очевидности. Мы живем в окружении вещей и либо к ним приспосабливаемся, либо их приспосабливаем к себе. Суть наших усилий - сделать вещи неощутимыми. Пока нет противоречия между вещами и нашими потребностями, мы не ощущаем вещи. Рокотен, по сути, интеллектуальный инвалид. Это мучительное состояние понимается автором как позитивное. Только противоречие между сознанием и внешним миром делает реальным и то и другое. Герой осознаёт себя соеди вещей, которые отрицают его существование; они не таковы, случайны и опасны; вытесняют его. Следовательно, для него существовать - значит отрицать те очевидности, среди которых он живёт. Ему противопоставлен некто самоучка. Он пытается изжить этот конфликт - заполняет себя вещами мира (читает все книги в библиотеке). Путь Роконтена иной: вычитать из себя дружбу, любовь, социальные связи. Классическая схема романа-воспитания, но наоборот. Героой должен стать ничем: чистым отрицанием, или чистым бунтом. В финале возникает сомнительность: "если бы я был писателем", но тут же эту возможность он отрицает. Это отражение ощущений самого Сартра. Чтобы ощутить себя, Роконтен должен отрицать мир. "Мухи" - драма, написанная в 1942 году. Действие начинается в момент приезда Ореста в Аргос. Город в траеру - день повиновения мертвецов. Эгисф и Клитемнестра подают всем пример - публично признают свою вину. В результате оказывается, что все виновны, поэтому судить Эгисфа и Клитемнестру никто не может. Орест понимает, что его воля свободна, прошлое не может определить его поступки. А значит Орест может совершить поступок: он ответственен перед своим будущим, а не прошлым. Орест убивает Эгисфа и Клмтемнестру: убивает для себя. То есть он не возлагает это убийство на жителей Аргоса. Он снимает с них грех. Наша свобода сегодня - свободный выбор борьбы за освобождение. Отрицание того, что покупается на человеческую свободу: неравенство, мифы, оправдывающие несправеливый мир. Главный миф, разоблачаемый Сартром - в буржуазном обществе человек уже обладает свободй. Сартр показывает, что человек детерменирован своей природой и социально-экономическими инстинктами. Человек, чтобы стать свободным, должен осознать всою несвободу. Главную роль в деле освобождения Сартр отводит литературе. Она понимается им как свободное общение автора и читателя. Литература - прообраз царства свободы или тяги к нему, так как в ней проявляется человеческая щедрость (автора к читателю и наоборот). Литература - достигнутая цель желания. Литература - свидетельство того, что цель не достигнута. Она сама не является свободной: от стереотипов и клеше, банальностей, литературных конвенций, не свободна от иллюзии собственной свободы и чистоты (подобна буржуазному человеку). Литература ангажирована, вовлечена, писатель всегда на чьей-то стороне. Важным объектом критики стал Флобер (принципы "чистого искусства"). Позиция Сартра парадоксальна: развенчивает конвенции классического романа как буржуазные, приветствует появление нового романа и в то же время превращает литературу в призыв к свободе. "Что такое литература" - эссе, в котором Сартр противопоставляет поэзию и прозу. Поэзия - чистое, формальное повествование; проза - использование языка в идеологических целях. Проза - материал, а язык - инструмент. Проза - плохая литература, значит она не имеет сущностных оснований для бытия. В конце жизни Сартр заявил об отказе от литературы.