Хенрик Ибсен (1828-1906) Реальность, которую он воспроизводил, была легко узнаваема. В скандинавских странах не было ренессансной культуры, господствующей религией был протестантизм, а он считает искусство излишеством. В обществе не было заинтересованности в искусстве. Это затрудняло его развитие. Норвегия в 19 веке еще не была суверенным государством, независимость получила только в 1905 году. Ибсен родился в семье судовладельца, служил в аптеке; пишет стихи (романтическая, революционная лирика), подражает Шиллеру. В 1850 году едет в столицу Норвегии Христианию, работает журналистом, затем отправляется в Берген, где руководит драматическим театром. 1857-64гг руководит драматическим театром в Христиании. Ставит свои пьесы на мифологические и исторические темы. «Борьба за престол» (поставлена в 1863) – обращение к героическому прошлому Норвегии, после чего началась борьба за свободу Норвегии. Но никаких особых изменении не произошло. Ибсен разочаровался и в себе и в стране. Новый период его драматургии открывают пьесы «Бранд» и «Пер Гюнт». «Бранд» (1866) – священник, создатель своей религиозной концепции. Намеревается сделать людей свободными, научить их видеть мир таким, каков он есть. Свободный человек, знающий истину, равен богу. Бранд не идет на компромиссы (не причащает свою мать, которая отказывается завещать всё беднякам). Освободиться от иллюзий - отдать то, что дорого. Но люди оставляют Бранда, соблазнившись сытной жизнью в долине. Бранд остается один и гибнет от снежной лавины. Бранд в некоторой степени – автобиографичный персонаж. По мысли автора, деятельность Бранда должна вызывать восхищение. В финале пьесы произносится голос свыше: «Бог есть, бог милосерден». «Пер Гюнт» (1867) – это антипод Бранда, фольклорный персонаж, лгун, обманщик, которому плевать на истину. Он хочет жить и получать от жизни удовольствие. Карнавальное начало переосмыслено. Пер обманывает самого себя. Главная ложь – быть довольным жизнью. По мнению Ибсена, человек должен знать, как устроен мир. А Пер от этого знания убегает. Пер сам не заметил, как состарился и больше не может заблуждаться относительно того, как устроен мир. В Пере есть и позитивное содержание. Он человечен, все его желание по-человечески понятны. Пер – болтун, краснобай, автор. Он странствует. Аналог – эмиграция самого Ибсена. Это проект судьбы самого автора. Обе пьесы – основное ядро. Между образами героев возникает драматическое содержание, конфликт. Себя Ибсен видит то гордым Брандом, то склонным компромиссным Пером. Колеблеться между идеальным и гуманным. Начало 1880-х годов – Ибсен пишет сатирические и реалистические пьесы, которые сделали его прославленным драматургом в мире. Это «Союз молодежи», «Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидение», «Враг народа». Ибсеновский подтекст раскрывает второй подлинный смысл морали. Нужно обратить внимание на жесты героев, их оговорки, которые делают жизнь явной. Слово героя часто неадекватно, монолог делится на отрезки, каждая деталь наполнена глубочайшим смыслом, каждый жест продуман.