------------------------------ Английская литература 1950-70 ------------------------------ Распад колониальной империи - вот то главное, что происходило в то время. Новый статус Англии - статус небольшого островного государства. Этот процесс сопровождался тем, что Англия пыталась найти себя в самом себе, а не за морями, а значит происходит усиление консервативных почвеннических тенденций. В английской литературе этого периода можно выделить следующих авторов. Дж.Оруэлл (1903-1950). Относился критически к консерватизму. Сатирой на консервативные идеи становится роман "1984". Здесь нарисован мир будущего, который поделен между Англией, провинцией, Океанией. Они постоянно ведут войны, главная цель которых не победа, а удержание у населения чувства страха, ненависти к врачу. Как следствие - покорность правителю. Главный герой книги - У.Смит. Усомниться в правильности тотального контроля. Это сравнительно старший писатель. В 50-60 годы можно говорить о таких писателях как У.Голдинг, Р.Дарроу, Д.Озборн, К.Элис, А.Мердок. Это новый ряд английских писателей-романистов. Общий пафос: поменьше литературы, побольше жизни. Ввод в литературу подлинную реальность. Происходит создание группы "Сердитые молодые люди", в которую входят Эмис, Озборн. Во многих произведениях герой - это трагикомический персонаж, недовольный положением в обществе; он гневно обличает общество, но главное его желание - занять высокое положение в обществе из-за этого мы и говорим о трагикомизме. Ирония обычно сочетается с лиризмом. Часто герой списан с самого автора. Общность фона: идея необходимости социальной колонизации. Действия происходят в бедных комнатах. Если это университетский роман, то действие разворачивается в малых университетах. Это антивикторианская литература. Герой груб, непричесан, плохо одет, часто не способен выразить мысли и чувства. Характерен отказ от внешних признаков литературности. Цель сатирических портретов:, эпизодов. Писатель пародирует банальные сюжеты. Это связано с установкой производить жизнь такую, какая она есть. Х.Эмис - автор романа "Счастливчик Джим" - приключения Джима Диксона - молодого университетского преподавателя. Он не очень умён, талантлив, страдает от бедности, плохого воспитания. Ему предоставляют постоянное место в университете, и он может жениться на своей девушке. Ему свойственен дух компромисса, а значит получается счастливый конец. В романе тема молодого человека решена в юмористическом ключе. Д.Озборн (1929-1994). Его Джимми Портер стал культовой фигурой и в Англии и в СССР. 1956 - постановка пьесы "Оглянись во гневе". Новое слово в драматургии в плане формы, героя. Портер - именно ему поколение "серлитых" обязано своим названием. Он выходец из социальной среды. Еле-еле закончил университет, держит кондитерскую лавку с приятелем Клифордом. Он разочарован, не признает авторитетов, ругает церковь, правительство, родственников жены. Больше всего от него достается Клифорду и жене Портера Элисон. Когда ему не хватает слов, он берет трубу и начинает неумело играть - сопоставление и иерихонскими трубами, от них должен был рухнуть старый мир. Но на фоне родственников Джимми Обаятелен, к нему все тянутся. Внутренняя причина действия - обаяние Джимми, но это и главная проблема. Он привлекателен потому, что в его упреках есть правда, он хочет от жизни чистоты и подлинности. Такой проверки Жизнь не выдерживает. Возвышенный идеализм делает Джимми привлекательнее. Портер на самом деле несчастен. Но отношение к нему не может быть однозначным. Озборн изобразил Портера иронически, отстранённо. Поведение героя говорит о его слабости. Он может жить лишь в тепличных условиях. Мотив: отношение героя со СМИ. Он возмущен проблемами массовой культуры, но другого мира он не знает. По форме пьеса классична. Но общее композиционное решение композиционно.