Поль Верлен (1844-1896) Получил образование в Париже, в шестидесятые годы служил чиновником в парижской ратуше. Сближается с поэтами-парнасцами. 1866 – сборник «Сатурнические поэмы». 1869 – «Галантное празднество». Стихи по мотивам картин французских живописцев 18 века (Ватта и Фрагонара). Персонажи – маски итальянской комедии, за которыми спрятаны галантные дамы и кавалеры, занятые любовной игрой. Здесь есть и эстетские и декаданские мотивы. Есть несколько стихов, в которых можно узнать будущее Верлена: сложный ритм и ускользающий, невнятный смысл. 1871 – встреча с А.Рембо. Верлен оставляет семью и скитается с Рембо по Франции и Англии. 1871-73 – Верлен пишет свои лучшие стихи – «Песни без слов». Первое, что бросается в глаза – простота, Верлен говорит о повседневной действительности, чувства лирического героя просты до банальности и глуповаты, обо всем говорит самыми простыми словами, обо всем говорит самыми простыми словами, нет особого поэтического языка. В своем поэтическом искусстве Верлен советует выбирать «слова с ошибкой», обычные, стертые. Всё может стать предметом поэзии. Не об обыденном писали и до Верлена – Бодлер (низкое всегда в оппозиции высокому). У Верлена обыденная действительность наполнена поэзией, красотой. Многим казалось, что Верлен разрушает поэзию. Верлен не отказывается от отбора. Его стихи – результат большого труда, он увеличивает количество запретов и ограничений, вводит запрет на литературность, инверсию (слово должно естественно двигаться в предложении). Отказывается от правила поэтической вольности. Структура образа оказывается более сложной. Рационалистская поэтика четко разделяла субъект и объект, внутреннее и внешнее. Объединяется это так, что разделить их невозможно, границы размываются. Для создания впечатления Верлену нужны были определенные детали, новые образы. Благодаря новым ракурсам, вся картина кажется новой и светлой. Верлен не уничтожил поэзию, а вернул ей реальность. Он избежал соблазна быть ученым и правильным, отказывается от идеологического толкования стихов. Поэзия перестала быть смыслом. Формальные элементы оказались смыслообразующими. Его стихи кажутся исповедальными, но исповедь не является. Лирический герой – это не сам Верлен, а образ его души. Он был оценен современниками.