------------------ Эмиль Золя ----------------- Эмиль Золя (1840-1902гг) – создатель литературного натурализма. Его метод и подобен и противоположен методу братьев Гонкур. Их сближает поза писателя-ученого, интерес к темным сторонам жизни, изнанке. Но Золя не только регистрирует факты, но и дает им объяснение, которое считает научным, интерпретирует их на основе научных теорий. Наиболее значимые – теории, которые объяснили поведение человека наследственностью, социальной средой. «Тереза Ракен» (1867г). Золя изучал не характеры, а темпераменты, потому что всё характерное может быть сведено к темпераменту – это его биологическая основа. В героях романа нет ничего личного, характерного. Тереза и её любовник Лоран убивают мужа Терезы Камила. Это вызывает еще больше эмоций, и они кончают жизнь самоубийством. Следовательно, жизнь человека определена неконтролируемыми влечениями и инстинктами. Золя решил, что нашел универсальный способ для объяснения поведения человека. Популярность этого романа подтолкнула Золя написать цикл «Ругон-Маккары». Он состоит из двадцати романов. Первый – «Карьера Ругонов» (1871), последний – «Доктор Паскаль» (1893). Все герои – представители семейства Ругон-Маккаров. Основной замысел Золя: показать закономерные ходы жизни и отдельного человека и общества в целом; законы, стоящие за хаосом повседневной жизни. Это стремление Золя к систематизации отличает его от Гонкуров. Для них мир утратил целостность и распадается на множество деталей. Если Гонкуры показывают мир, распавшийся на фрагменты, то Золя – заменяет его на биологическую целостность. Золя верит в детерминизм среды и наследственность, в его прозе заметны романтические штампы. Золя считал себя наследником Бальзака. Романтика Золя – это романтика, которая унижает человека. Порядок, к которому Золя приводит хаос, удручающий: человек у Золя обезличен, не властен над своей жизнью, низведен до уровня животного. Для Золя не подлежит сомнению простота устройства мира и человека.