Поль Валери (1871-1941) Во второй половине 90-ых годов он отходит от поэзии. 1900-1912гг – ничего не пишет. На протяжении десяти лет создает около двадцати небольших поэм – «Юная Парка», «Морское кладбище». «Положение Бодлера», «Эвпалинос, или архитектор», «Вечер с господином Тестом». «Вечер с господином Тестом». Трактат, написанный в 1896 году. Тест обладает исключительными способностями, возможностями мышления. Разум – огромные образы, партии. В его сознании всё находится в связи во всём. Все формы, идеи представлены в идеальном порядке. Его никогда не достичь никакому человеческому творению. С позиции абсолютного разума, вся жизнь ничтожна. Тест = Валери. Валери отказывается от творчества, так как всякое творение ущербно, идеал всегда остается непостижимым. Вся жизнь оказывается ошибкой бога. Тест – лишь одна из сторон Валери. Вместе со скептицизмом в нём есть порыв к совершенствованию. Валери считал творчество призванием человека. Это описано в романе «Эвпалинос». Когда творческий импульс брал верх, он становился поэтом, но оставался мыслителем. Пытался найти сферу, которая будет менее ошибочной, где результат будет наиболее приближен к идеалу. Оказалось, что поэзия как субъективно-романтическая исповедь не приемлема. Так как все исповеди банальны. Его программа была антиромантической. Поэт не банален, этим и отличается. Он больше видит, чувствует, интенсивнее переживает. При этом поэт стремится воплотить свою внутреннюю жизнь в образах. Чтобы приблизиться, нужно совершенствовать язык («Положение Бодлера»). Нужно «образовать речь в речи», поэт создает другой язык. Более тонкий и сложный. Такой язык из языка способен воплотить новое художественное видение. Поэзия – специфическое приложение возможностей разума. В ходе работы над языком происходит поэтическая актуализация языка. В нём нет ничего случайного. Понимание поэзии как сложноустроенного смысла, оказалось близко 20 веку. Концепция Валери описывает художественную практику модернизма. Поэзия – не более чем кабинетное занятие. Она не может быть заменой жизни.