Франц Кафка По мнению Конетти, это писатель, который полнее всех выразил 20 век. Связь с культурой декаданса у Кафки менее ощутима. Ему, как и Прусту, свойственен комплекс разочарования в цивилизации. Кафка не придавал значения литературной известности. Все свои рукописи он завещал сжечь, при жизни немного произведений было опубликовано. Но после его смерти душеприказчик Кафки опубликовал рукописи. «Только целое передает символ» (Камю о произведениях Кафки). Его творчество символично, мироподобно. Мир, продуманный до мелочей, не постигаемый до конца. Новеллы Кафки «Приговор». Георг изображен как разумный человек. Его отец: старческий маразм, он возмущен, так как сын собрался жениться, чувствует свою несостоятельность, завидует сыну – при нем дела в компании стали идти лучше, завидует молодости сына. Выход за пределы рационального – приведение приговора отца в исполнение. Георг ощущает себя виноватым. Его успешная жизнь рациональна, но она не соответствует действительности. Устанавливается определенная конструкция пространства и времени. Пространство: центр – Георг в кабинете. Наиболее удалённая граница – друг в Петербурге. Движение от центра к границам – степень благоустроенности пространства становится меньше. Время: линейный процесс, который несет большее благосостояние. В пространстве появляется новый центр – комната отца: темная, с реликвиями, напоминающая о матери. То есть это могила, склеп. Отец – это самый главный мертвец. Они с матерью властвуют этим миром. Движение оценок отца сыном: он могуч и бессилен одновременно. Хронотоп – мифологическое прошлое, синкретичное мышление (где категории смываются), поэтому ничего конкретного Георг о своем отце сказать не может. Он попадает во время мифа. Он виновен в самомнении, забывает об устройстве мира, нарушает его законы. Но есть альтернатива: Георг может написать письмо, отправить и лишь потом сообщить об этом отцу. То есть Георг пишет письмо самому себе и отцу. Это перекликается с письмо Кафки отцу. Он намеревался освободиться от его власти. Но так и не отправил письмо. Отец хочет, чтобы сын стал таким же, как он. Но это место занято самим отцом. Сын начинает писать и, таким образом, занимает другое место. Так нарушает волю отца, поэтому он виноват. Именно поэтому Кафка при жизни почти ничего не публикует. У Георга: безысходность. Его альтернатива равна прыжку с моста. «Превращение». Фантастическое врастает в жизнь. Намечена грань между реальными фантастическим. Грегора тяготит служба, семья. После превращения, он получает удовольствие от того, что часами смотрит из окна, ползает по стенам, оставляя следы (= письмо в «Приговоре», оставляет свои письмена). Также и Кафка: начав писать, он стал чудовищем. Грегору удалось освободиться, чего не получилось у Георга. Он убивает себя, чтобы не мешать членам семьи. Не может освободиться от моральной ответственности. «В исправительной колонии». Есть общий закон, который был нарушен офицером по неведению. Письмо = следы на стене = машина для письма. Но здесь письмо убивающее, освобождение невозможно. «Борона записывает на теле осужденного ту заповедь, которую он нарушил». Романы Кафка писал иррационально, создавал свои произведения из материала снов, бреда. Реальность нестабильна, подчиняется подсознательному. В романах речь идет о взаимоотношениях с богом, миром и законом. Герой «Процесса» утратил контакты с миром, он не знает своей вины, но не сомневается в ней. Речь идет о греховности всякой жизни. Герой «Замка» свободен, хочет служить и повиноваться. Пытается привлечь внимание господина, но не может. В результате, его жизнь становится бессмысленной. Герои Кафки хотят отдать свободу, но не могут это сделать. Слово запечатлевает абсурд, но им не является. Оно казнит, убивает, оказывается самым несомненным из того, что есть. Поверх реального мира Кафка создает новый. Слова вносят в мир порядок и красоту: изображенное ужасно, но сам рассказ чарует. Поверх абсурдного мира изображен мир мифа. Кафка не утверждает и не отрицает наличие смысла, он возможен. Кафка не утверждал идею как истину. Он осуществляет себя в слове. Оно сталкивает идеи и зависает над столкнувшимися идеями. Слово – единственная сфера, где Кафка может жить. «Я весь – литература».