Джеймс Джойс (1882-1941) Он связан с культурой декаданса. На это указывает круг его литературных учителей – Флобер, Бодлер. Получил католическое воспитания, пережил драму потери веры. Свой критицизм он понимает как творческую задачу. Он ставит перед собой две задачи: борьба с ложными идеями; ставит перед собой сверх личные цели. Создание своего собственного универсального языка. Отказывается от языка, чтобы научиться говорить. Принадлежит к тем, кто преодолел декаданс. Стремился творить своей собственной волей. Эстетика Джойса формируется под влиянием Флобера. Достоинство произведения определяется его собственным внутренним совершенством. Произведение – не отражение реальности. Автор не пытается навязать людям своё понимание действительности. Задача художника: достичь совершенства. Безрелигиозный Джойс использует метафоры с религиозной тематикой: от произведения должен исходить свет. Художник должен оставаться вне своего произведения. Джойс старается освободить свой роман от авторского комментирующего голоса. Общение между читателем и произведением получает непосредственность. Образ, созданный художником, должен говорить с читателем сам. Поэтому он устраняет из романа всё, что не является сознанием героя. 1916 год - «Портрет художника в юности» - портрет сознания одного героя. 1914 год - «Улисс». Полная публикация в 1922 году. К сложности романа следует относиться как к его структурному принципу. Непонятность романа соответствует сложности реального мира. Главная сложность – не поток сознания, а в отсутствии фиксирующей авторской точки зрения. Всё действие романа происходит в один день – 16 июня 1904 года. Пестрая картина сначала кажется хаотичной. Джойс отказывается от интриги, завязки, развязки, конфликта, сюжета. Главные темы даются как побочные, а потом выдвигаются на первый план. Если быть внимательным, можно увидеть упорядоченность.