Марсель Пруст (1871-1922) Марсель Пруст связывает литературные эпохи. Предмет его изображения: французское светское общество (=Бальзак), его анализ любовного чувства возникает на основе опыта Стендаля, проза обобщающая и морализирующая, как у Паскаля, фон для книги – мемуарная литература Франции (=Монтень). В то же время его проза – это выражение духовного опыта 20 века. После опубликования «В поисках утраченного времени», все изменилось в жизни Пруста. В его творчестве началась новая эра. При этом его литературное творчество началось случайно. Он с детства болел астмой, и она обострялась после любого контакта с внешним миром. Поэтому Пруст поселился в квартире, стены которой были обиты пробковым дубом, ока плотно забиты, и выходил из дома только ночью. Говорил, что книга, которую он пишет взаперти, продлевает ему жизнь. Он переводит впечатления бытия в искусство, этим он их нейтрализует. Он не стремился к популярности. Хотел издать книгу одним огромным тиражом в двести печатных листов. 1913 год – первый том «По направлению к Свану». Книгу почти никто не заметил. 1919 год – второй том «Под сенью девушек в цвету». Книгу заметили, она была удостоена Гонкуровской премии. Его слава росла. Временной порядок сбивается ассоциативным. Это не мемуары, так как есть не только реальная, но и вымышленные лица. Выдумано и французское светское общество. Снимается мемуарный принцип. Это биографический роман о воспитании художника: Первый том – рассказ о детстве Марселя, прогулки в люксембургском саду, по Елисейским полям. Возлюбленная Жирбетта. Второй том – юность. Рассказ о любовном взаимоотношении с Жирбеттой. Третий том – «Сторона Германтов». Марсель вступает в свет и делает успехи. Увлечен герцогиней германской. Четвертый том – «Садом и Гоморра» - сатирическая панорама света. Две книги, их часто объединяют в одну, «Пленница» и «Беглянка». Тема: любовь и ревность. Альбертина: одна из девушек в цвету. Последняя часть «Обретенное время» - Марсель собирается стать писателем. Это не биографический роман в традиционном смысле. в биографическом романе в основе есть цепь факторов, сырой житейский материал. Биограф приводит их в систему, создает историю своего героя. Придавание повествованию того, чего на самом деле нет – особенность мемуаров. Мемуарист под идеальную модель своей личности подгоняет факты. Мемуары в книге есть, их пишет один из героев – Маркиза. Она создает такой образ из себя, каким она никогда не была. Любой мемуарист старается скрыть следы работы по редактированию фактов. Метод Пруста: уже первые читатели заметили, что в книге масса противоречий – поведение, характер героев, их внешность не стабильны. Но это не случайность: герои ему в один момент кажутся одним, а в другой – иным. Изменчивость кажется парадоксальной, потому что так не принято в литературе. Это принцип противоречия. Всякий человек не поход на себя, не определим рационально. Биограф и мемуарист излагают факты так, чтобы они соответствовали модели. А Пруст, как художник, эстетически реализует память. Организует прошлое так, чтобы оно доставляло эстетическое удовольствие, радость. Пруст – человек 20 века. Значит человек разочарованный. Ирония, скептицизм по отношению ко всем иллюзиям. Это могло показаться чем-то далеким от поэзии. Вместо разрушения поэзии, происходит её возрождения. При этом искусство оказывается утопией. Чем мрачнее действительность, тем важнее искусство. Оно представало как религия. Место последнего убежища человека.