Бернард Шоу (1856-1950) Его часто воспринимают как реалиста. Он ирландец по происхождению. В течение всей жизни не мог избавится от акцента. Сознательно культивировал в себе некую экстравагантность. Проявлял в течение всей жизни интерес к социализму. Начал как романист. В 1885 году поставлена первая пьеса Шоу – «Дом вдовца», затем «Профессия миссис Уорен», «Волокита». Их Шоу объединил в цикл «Неприятные пьесы». В 1891 году опубликовал трактат «Квинтесенция ибсенизма», поскольку образ новой драмы для него – Хенрик Ибсен. Основа драмы – борьба идей. Драматург должен выявлять то, что скрыто под поверхностью вещей. Эта установка роднит Шоу с символизмом. Он подразумевает мир в обмане. За респектабельностью буржуазного мира Шоу обнаруживает грязную основу, кажется прочным и устойчивым (=Вагнер). Но это не значит, что Шоу – революционер по своим взглядам. «Дома вдовца». Сартурио – главный персонаж, Бранж – его дочь. Это респектабельные представители среднего класса. Основная идея: мы живем в мире, где действуют жестокие, но безличные законы. Возможности для проявления личной инициативы мало. Преимущество Сартурио в том, что он сознает это. Это пьса без злодеев и положительных героев. Анализ социальной проблематики приводит к выводу: ответственны все. «Профессия миссис Уорен» - та же самая механика. Содержательница публичных домов, в прошлом – проститутка. Оказывается, что она не хуже остальных. Её дочь Виви узнает о происхождении богатства матери и не довольна этим. Следовательно она могла воспитать Виви как леди. Она оставляет дом матери и начинает жить своим трудом. «Приятные пьесы» «Пьесы для пуритан» Отношение Шоу к викторианской культуре двойственно. Он её отрицает и осуждает. Героем Шоу оказывается реалист, сознающий кризис современного мира. Реалист ставит перед собой не великие задачи, а конкретные и практические. В отличие от романтиков, он видит мир не искаженно.