Литература 1900-1910 годов Формируется индустриальное массовое общество. Реформы на укрепление демократии, сокращалась коррупция, телефонизация, модернизация Западного мира. Чувство оптимизма отразилось в определении belle pock – прекрасная эпоха. Преобладающий стиль – модерн, который пришел на смену эклектике. Это асимметрический стиль. В центре находится человек – свободная планировка пространства. Города живут праздничной, нарядной жизнью. В начале 20 века формируется множество художественных школ: экспрессионизм, футуризм, кубизм и т.д. Это развитие искусства на новую духовную атмосферу. Парадигма понимания эпохи создана Ницше. Эпоха себя осознала, определилась в своих отношениях к прошлому и будущему. Ницше воспринимал современность не только как конец, но и как начало. Будущее для него – это царство Диониса. Художник мог занять позицию не только в прошлом, но и в будущем. Из этого следует идея смерти и возрождения культуры. Культура декаданса (конец 19 века) создала две маски: 1. писатель-ученый, который объективно смотрит на мир. Например, Золя; 2. эстет, который смотрит на мир из башни из слоновой кости, далёкий от толпы. Например, Уайльд. Они не устраивают современность. Критика позитивизма означала поиск новых ценностей, он вёлся в разных направлениях: Поль Клодель пытался создать католическое искусство, жанр мистериальной драмы. Обращение к патриотическим идеям. Морис Баррес. Он бонапартист, противник буржуазной республики. Роман «Лишённые почвы» (первая книга вышла в 1897 году). Герои – семь уроженцев Лотеринги отправляются в Париж, вдохновленные проповедями Бужейе (республиканец, позитивист, космополит) – это воплощение всего ненавистного Барресу. Разрыв с родной почвой оказывается губительным для героев. Баррес – один из предшественников идеологии «крови и почвы». Суть её: утверждение иррациональной связи человека с родной почвой. Уничтожается Я и сливается с национальным целым. Его идеи востребованы в начале 20 века. Будущий мир: личность воссоединяется с нацией. Это реакционная и анахроническая концепция. Габриэль Д’Ануньего (1863-1937). Крупнейший итальянский писатель начала 20 века. Италия: отсталость и бедность требовали стремления к национальному реваншу. Роман «Невинный» (1892). Это роман-автопортрет. Главный герой – аристократ Тулио – гедонист, изменяет жене, но в то же время её ревнует. Убивает её ребенка, подозревая, что это не его ребенок. Но сам Тулио настолько хорошо, что его невозможно не любить. Сам автор националист, расист. Позднее становится фашистом. При Бенито Муссолини он стал официальным поэтом. Кнут Гамсун (1859-1952). Норвежский писатель. Получил лишь начальное образование. В 18 лет опубликовал первую книгу – роман «Загадочный человек». Новые произведения не вызывают интереса у издателей. У писателя нет материальной поддержки, связи с литературной средой, у него плохие представления о литературе. Его завораживал сам акт письма. «Голод» (1890) – его подлинное литературное рождение. Он здесь сумел посмотреть на себя со стороны. Повествование от первого лица. В романе главный герой нанимается юнгой и уплывает в Америку. Герой – моргинал, аутсайдер; он не знает жизни других людей, что должен делать он сам для того, чтобы добиться успеха. Пытается установить контакт с миром с помощью абсурдных немотивированных актов. Это должно вызвать ответную реакцию мира. Гамсун в романе нашел свой стиль – поэтический, лирический, ужасный, свою тему одинокого сознания. Позднее пишет «Мистерии», «Виктория», «Пан». Манера Гамсуна становится более гармоничной, но основа её остается прежней. Повесть «Пан» - главный герой Томас Глан живет в лесной избушке, погружается в царство Пана – царство природы. Гамсуновский пейзаж оказал влияние не только на Ахматову, но и на Набокова, Александра Грина. В человеческом мире царит дисгармония, особенно в любовных отношениях. Любовь Глана и Эдварды выступает в виде ненависти. Это не только психологический казус: влюбленный Глан ведёт себя как голодный герой первой повести. Совершает немотивированные поступки. Смысл этих поступков такой же, как и в «Голоде». Глан пытается достичь до сути Эдварды, а она демонстрирует герою ненависть. А он пытается верить, что за ненависть скрыта любовь, но подтверждения не получает. Повесть «Мистерии» - герой Нагель неожиданно для себя выходит на берег в маленьком городке. Начинает придумывать истории про героев. В итоге Нагель кончает с собой. Это свидетельство невозможности установления порядка в мире. Изменение в творчестве Гамсуна – он обращается к национальной проблематике. Роман «Соки земли» (1917). За этот роман он удостоен нобелевской премии. Это крестьянская эпопея. Показаны мистические связи крестьянина с родной почвой. Усиливаются сатирические тенденции. Пишет произведение, в котором осмеивает городскую космополитическую цивилизацию. В 1940 году приветствует гитлеровскую оккупацию Норвегии. После войны Гамсун отдан под суд. Один из его последних романов «Кольцо замыкается».