Творчество Фр. Ницше (1844-1900) В предвоенные годы (XXв) он становится самым грандиозным мыслителем, хотя при жизни известности не было. Суть его творчества определяет писательство; отношение к его философии должно быть опосредовано отношением к его литературе. Он родился в семье деревенского пастора, среда была самой добропорядочной. Её отпечаток Ницше навсегда сохранил: в жизни его сопровождала доброжелательность. Учился на филологическом факультете Лейпцигского университета. В 24 года становится профессором классической филологии Базильского университета (Швейцария). Но оставил преподавание и вышел на пенсию по болезни. 1889 год – он сошел с ума. Его сознательная жизнь закончилась. Его еще с юности сопровождали мучительные головные боли. Это наследственная болезнь. Болезнь была органической, прогрессировала. Это важный фактор его жизни и творчества. Болезнь обострила его отношение к жизни и смерти. Его жизнь была непрерывным страданием. Она не породила творчество, а стала материалом. Жизнь рассматривается им в контексте болезни. Его творчество – это реакция на культурно-историческую ситуацию в Европе конца 19 века (господство буржуазного мира = господство пошлости). В этом он был не одинок. Его единомышленники – Бодлер, Рембо. Всеобщим мерилом ценностей буржуазная культура сделала маленького человека (=Чичиков). Ницше не верит, что торговец – вершина человеческого развития. 1872 год – трактат «Рождение трагедии из духа музыки». Ницше сформулировал свои идеи. Они остановились неизменными, но оформлялись по-разному. Наблюдая гибель культуры, Ницше в 60-70 годы полагал, что возрождение культуры возможно. Свои надежды он связывал с философией Шопенгауэра (1787-1860гг). главный его труд «Мир как воля и представление». Он понимает жизнь как непрерывный поток становления, который рождает все формы жизни и уничтожает их. Он несет гибель всему завершенному и оформленному, рождает чувство ужаса. Ужас можно вынести лишь заслонившись от него иллюзией (это культура и искусство). Искусство создает ощущение прочности и устойчивости мира форм. В искусстве человек выпадает из бушующего потока становления, переживает его отрешенно и эстетически. Человек может оправдать мир, переживая его эстетически. Это главная мысль Артура Шопенгауэра. Композитор Рихард Вагнер. В конце 60-х годов Ницше увидел в нем создателя искусства будущего. Его очаровывает революционный пафос Вагнера. В 60-е годы Ницше патриотическими идеями, его вдохновляют поэтические успехи Пруссии. Ему кажется, что Бисмарк преодолел мещанскую политику Европы. Ницше разочаровался в философии Шопенгауэра, музыке Вагнера и прусской политике. Тем не менее, он надеялся на обновление культуры. Начал как филолог-классик. Современные ему филологи были возмущены его книгой. Его метод нельзя назвать научным; опирался не на факты, а на интуицию. Но в «Рождении трагедии» он сделал важное открытие: если для классицистов античность – благородная простота и величие, искусство – отражение этого; то Ницше дает прямо противоположную трактовку античности. Греки создали миф, прекрасное искусство, совершенные политические институты. Но Ницше обращает внимание, что основное содержание мифа – борьба с чудовищами. Чудовища очень много значат, они представляют докультурный хаос. Олимпийский мир богов утвержден поверх мира чудовищ, но чудовища не убиты, а заперты. Значит греки хорошо ощущают безумие и катастрофичность жизни. То есть жизнь для греков – это чудовищный поток становления, слепое стремление вырасти. Ницше наиболее радикально поставил вопрос о том, что делать человеку в отсутствии бога и присутствии смерти. Чтобы стать совместимым жизни, нужно стать таким же жестоким, как она; стать жизнью или самим собой – уничтожить в себе всё то, что не есть Я, разрушить все авторитеты. После этой деконструкции остается чистое Я – сверхчеловек. Это тема пятой части «Весёлой науки» - «Мы бесстрашны». Часто в этом вопросе возникает путаница. Ницше не призывает уподобиться злодеям, он пророчит о наступлении царства Будд, когда будет распознан подлинный человек. Новый порядок будет соответствовать жизни, а не противоречить ей. В нем будет господствовать белокурая бестия, знатная душа. В ней проявятся все главные черты жизни – несправедливость, ложь. Новый порядок будет страшен и прекрасен одновременно. Любоваться порядком будут все, кроме бестии, так как она не знает добра и зла, не может смотреть на себя со стороны. В творчестве Ницше следует учитывать следующее: 1. не всё в сочинениях нужно воспринимать всерьёз. Автор постоянно противоречит сам себе, не стремится к точной, ясной мысли. Модель его письма – диалог. Это соответствует его представлению о двойственности человека. Здесь нет теоретических истин, его книги нужно читать как роман. Каждая истина относительна. Таким образом, поэтика Ницше – мистифицирующая поэтика в духе 20 века; 2. нужно иметь в виду конкретный исторический контекст. Ницше восхваляет войну и насилие, ему кажется, что в европейской истории интеллект победил инстинкт. Более заметный распад его творчества – следствие изоляции Ницше. Его манера становится всё более феноменальной, а интонация истеричной, так как у него не было читателя, собеседника. Поэтому утрачивается диалогичность. Ницше превращается в собственного персонажа. Наступает смерть автора. Для самого Ницше это была единственное возможная позиция. Он сделал свои страдания предметом искусства. Это был способ его существования.