--------------------- М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889гг) --------------------- Русская литература 19 века развивалась в двух направлениях: пушкинское (психологическое) и гоголевское (социальное). Салтыков примыкает ко второму направлению. Слово «сатира» происходит от латинского satira, то есть смесь. Она смешивает вымысел и реальность, фантастическое правдоподобное, возможное и невозможное. Другая её особенность: злободневность и социальная заостренность. В этом её отличие от юмора. По словам Салтыкова, «сатира провожает в царство теней всё отжившее, исходя из идеалов будущего». То есть сатирик относится к литературе как к средству и форме общественной борьбы за изменение действительности. Литература для сатирика – общественная трибуна для разоблачения идеологических противников, поэтому у неё обычно короткий век. Сатира создается за счет определенных художественных средств. Важнейшие из которых – гипербола, литота и гротеск. В литературоведении под гротеском понимается предельное преувеличение, нечто причудливое, выходящее за привычные рамки действительности. Параллелью гротеску и сатире можно признать искусство карикатуры. Их отличает повышенная мера условности изображения. «История одного города» (1869-70). Написано в псевдолетописной манере. Летописец описывает событие с 1731-1826 гг. За это время в городе Глупове сменилось два градоначальника. В начале летописи дана опись градоначальника. Через историю города Салтыков-Щедрин показывает всю Россию. Писатель был убежден в неизменном характере русской действительности. Он писал о том, что «те же основы жизни, которые существовали в 18 веке, существуют и теперь». Он прозревал прошлое в настоящем, а в настоящем видел преображенное старое. На этом и строится произведение. Главная проблема исследования писателя – отношения власти и народа. Особенностью авторской позиции в произведении является то, что сатиристическому осмеянию подвергаются власть и народ. Автор не приемлет таких качеств глуповцев, как излишняя терпимость, простодушие, слабая политическая воля. Герои сатирического произведения выступают не как реальные люди, а как марионетки, действующие сами по себе. Действия каждого градоначальника описываются по плану: действие и результат. Результаты всех градоначальников, несмотря на благие намерения, всегда печальны. Отношение глуповцев также однотипно: сначала они испытывают очарование, а потом – разочарование. История заканчивается тем, что город прекращает свое существование. «Госпожа Головлевы» (1875). По жанру это семейная хроника. В романе можно выделить три поколения Головлевых: Арина Петровна и её муж Владимир Михайлович; Степан, Анна, Павел, Порфирий – дети; дети Анны – Анинька и Любенька, дети Порфирия – Владимир и Петр. Салтыков-Щедрин называл этот роман историей умертвий, подчеркивая насильственный характер смертей. Писатель исследует причины вымирания дворянства, он доказывает, что физическое вырождение – это следствие вырождения морально-этического. Роман – это цепь портретных очерков разных психологических типов. Главы романа имеют название, этим подчеркивается их самостоятельность. Так, в первой главе «Семейный суд» показан распад семейных отношений. Главный герой здесь Степан, который не может приспособиться к окружающей действительности, так как вырос в атмосфере нелюбви, неуважения и от этого в его душе вырастает раб, способный на всё (сравни: Робинзон в «Бесприданнице» Н.Островского). Центральным образом романа является Порфирий, прозванный ''Иудушкой''. Библейский герой помогает понять суть главного героя. Сказки (1859-1886гг). Это цикл из тридцати двух сатирических произведений. Писатель называл свои произведения ''сказками для детей изрядного возраста''. Это не вполне сказки, а синтетический жанр, объединяющий особенности фельетона, басни, пародии и фольклорной сказки. С басней сказки Салтыкова-Щедрина роднит дидактизм и аллегоризм. Оба жанра ставили задачу исправления нравов по средствам представления антиобраза. Аллегории образов животных. «Премудрый пескарь» - образ обывателя; «Медведь, лев и орел» - правителя; «Кисель» - народа. С фельетоном роднить публицистичность, узнаваемость событий и ситуаций.