------------------------ Мироощущение эпохи рубежа веков (1890-1920) ------------------------ 1890-е годы ознаменовали собой начало новой литературной эпохи. Это стихи Бунина, сборник Мережковского "Символы" (1892), статья "О причинах упадка и новых течениях в русской литературе" (1893), где он новым течением назвал символизм. Окончанием следует называть 20-е годы. В это время уже утвердился социалистический реализм. В августе умирает А.Блок - самый яркий представитель русского символизма. Через две недели был расстрелян Н.Гумилев - глава акмеистов. Это период слома, рубежа двух культурных эпох. Здесь традиции классицистские сплетаются с модернистскими. Классицизм, романтизм и реализм в привычном понимании уступили место модернизму. Классическое искусство - это упорядоченный, благоприятный мир (космос), если что-то его нарушает, то с этим нужно бороться. В модернизму мир - это хаос, он не имеет смысла. Символисты заклинают хаос гармонией; экспрессионисты - выражают ужас перед хаосом. Изменяется мироощущение человека. Если раньше Россия была аграрной страной, то в 90-е годы нужно говорить о промышленном росте, капитализме, урбанизации. Происходит расслоение культуры на элитарную и массовую. Окружающий мир крайне не стабилен, поэтому в литературе этого времени преобладают малые жанры. Разочарование в народнической идеологии. Интерес к идеалистической философии. Церковь теряет былой авторитет, нарушается тайна исповеди. Общие черты в литературе рубежа веков: 1. пересмотр отношений личности и среды. Типические характеры в типических обстоятельствах - реализм, социальная детерминация, на рубеже веков мир стал подвижен, поэтому происходит активизация личностного начала, не всё обусловлено обстоятельствами. Историзм заменяется принципом этернизма: человек не как представитель социального слоя, а как часть мироздания. 2. углубление философизма и лиризма. Основные проблемы - жизнь, смерть, бог, дьявол, время и т.д. 3. обилие промежуточных, диффузных явлений с точки зрения жанра, рода, метода литературы. Тенденция к синтезу родов, жанров, методов государства. Творчество Л.Андреева, рассказы Куприна, которые соединяеют признаки очерка и поэмы. 4. повышенная экспрессивность выразительных средств. Отказ от жизнеподобия. Поэтика пропущенных звеньев (неопределенность), поэтому вырастает роль ассоциативных связей, активизируется читательское восприятие.