Основные этапы развития древнегреческой мифологии ------------------------------------------------------ Греческая мифология четко делится на три периода: 1. хтоническая мифология, или доолимпийская. Древняя Греция – 3 тыс. лет до н.э. 2. олимпийская (гора Олимп). Географическая мифология – 2 тыс. лет до н.э. 3. разрушение героической мифологии. Появление мифов о родовых проклятиях – 1 век до н.э. Первый этап развивается на Балканском полуострове, где пеласги поклонялись великой матери Земле (Гея). Её образ стоит по ту сторону добра и зла, так как она дает и отнимает жизнь. Образ великой матери богини выступает в трех основных ипостасях: 1. богиня дева. Артемида – белая луна; 2. богиня нимфа (женщина). Афродита – красная луна; 3. богиня старуха. Геката (богиня колдовства) – черная луна. В эпоху хтонизма доминируют фетишистские отношения. Фетиш – магически заряженный предмет. Логика оборотничества, то есть принцип: всё есть всё и всё во всем. Человек не осознает границ между собой и окружающим миром, поэтому в их мире легки превращения. Так, например, Мелеагр при рождении обречен на смерть, потому что является поленом, брошенным в огонь. Фетиши Зевса – орел, бык и дуб; Аполлона – волк, лебедь и лавр; Афины – сова, маслина; Афродиты – заяц, воробей и яблоня; Артемиды – медведица, лань; Диониса – виноград. Фетишизм перерастает в преданимизм. Идея вещи отделяется о самого предмета, но не получает своей индивидуальной формы. Время демонов (демон – магическая сила, которая негативно действует на предмет). Существовало табу на убийц из-за чувства самосохранения – эриннии – богини мщения, души убитых. Душа вещи принимает определенную форму – время хтонических чудовищ – соединение в одном образе человеческого и животного. Эпоха чудовищ. Патриархат: 1. появление мужских божеств в плодородии (Дионис); 2. заключение мужских патриархальных браков – нейтрализация женского начала; 3. негативно переосмысляется вторая ипостась женщины-богини. Женщина-нимфа трактуется как соблазнительница. Из земли и воды – Пандора; Ехидна; Эмпуса – демон Аида (ослиная нога – символ сладострастия); 4. крушение женского могущества. Негативно воспринимается и образ старухи. Синдром бабы-яги. Эриннии, у которых из пасти льётся кровь; Геката: Геката Урания – приближенная Зевса; Геката Ктония – покровительница колдоства, богиня ведьм. Сестры Граи – дети ночи: они родились седыми, у них один глаз и один зуб на всех. Олимпийская мифология. Боги оставляют землю во 2 веке до н.э. и переселяются на Олимп. Зевс во главе. Пантеон: Аид и Посейдон – братья Зевса. Землей они управляют вместе. Гера, Деметра, Гестия; Афина, Арес, Аполлон, Артемида, Гермес, Геба, Афродита, Дионис. Основное содержание деятельности богов – борьба с Хаосом во имя торжества космического начала: 1. титаномахия. Зевс борется с титанами – детьми земли; 2. война с гигантами, порождением Геи. Геракл; 3. стоглавый змей Тифон, который порождает земля с Тартаром. Его убивает Зевс. В борьбу идут герои: Геракл, Балерофонт (убивает Химеру), Персей (убивает Горгону), Эдип (Сфинкса), Тесей (Минотавра). Герои смертны, делятся на героев старшего и младшего поколения. Старшие – это герои физической силы (Геракл), зависят от богов, слабо проявляют личностное начало. Младшие – герои-интеллектуалы (Одиссей, Эдип). Эпоха конца героизма – разрушение родовых отношений. Рождение мифов о героях-богоборцах, родовых проклятиях. Проявление хюбриса – конец эпохи героев. Нарушается принцип бессмертия. Нарушителем становится Геракл, который сочетался браком с богиней вечной юности Гебой и стал богом. Появляется мифология функциональная – это литературный миф, который приходит на смену героическому.