------------------- А.С.Пушкин (1799-1837гг.) ------------------- Пушкин совершил в литературе целый эстетический переворот, двинув её по пути от романтизма к реализму. За двадцать лет творчества поэт прошел огромную эволюцию, в которой можно выделить следующие условные этапы: 1. лицейский – 1813-1816гг; 2. петербуржский – 1817-1820гг; 3. южная ссылка – 1820-1824гг; 4. ссылка в Михайловском – 1824-1826гг; 5. творчество тридцатых годов. Главная особенность лирики первого периода заключается в освоении поэтом ведущих литературных традиций прошлого и современности. Пушкин выступает как блестящий стилизатор (стиль – первичное, стилизация – вторичное, следование стилю). Пушкин осваивает и пытается продолжить стили классицизма и романтизма. Главное стихотворение лицейского периода «Воспоминание в Царском селе» написано в манере, близкой к классицизму. Весомым и значительным было влияние на Пушкина романтиков и сентименталистов. Пушкин входил в поэтическое общество ''Арзамас'', в котором пропагандировались эстетические взгляды карамзинистов. Безусловное влияние оказали Жуковский и Батюшков, а также современные писатели западной Европы – Байрон, Парни, Констант, Гёте, Шиллер. Петербуржский период творчества Пушкина ознаменован активизацией вольнолюбивой лирики. Он воспринимает и оценивает действительность в свете воззрений, близких к декабристским. Наиболее известные стихи: «Вольность» (1817г), «К Чаадаеву» (1818г), «Деревня» (1819г). Стихотворение «К Чаадаеву» написано в жанре дружеского послания. Оно носит характер политической декларации в поэтической форме. Лирический герой послания исповедуется перед своим другом, раскрывая перед ним свои сокровенные чувства и желания не интимного, а гражданского характера. Друг во времена Пушкина – это, прежде всего, политический единомышленник. Стихотворение состоит из нескольких частей. В первой – отвергаются ценности, связанные с индивидуальной, частной жизнью, то есть это одический романтизм. Во второй – утверждаются гражданские ценности. В третьей – происходит синтез тем первой и второй частей. Гражданские ценности замещают ценности индивидуальные. Стихотворение заканчивается прогнозом, в котором представлена идеальная, желаемая картина будущего. «Деревня». Стихотворение строится на диалоге двух жанров: элегии и сатиры. Первая часть написана в манере элегического романтизма, вторая – одического романтизма. В первой части лирический герой предстает как созерцатель, принципиально не замечающий социальных проблем. Во второй – он предстает в облике гражданина, страдающего от несправедливости жизни. Авторская позиция не сводима к одной из двух точек зрения. Автор видит действительность в диалектике противоречий. Южная ссылка Пушкина знаменует апогей элегической лирики. Летом 1820 года Пушкин находится в Крыму (Таврида). По дороге из Феодосии в Гурзуф он пишет элегию «Погасло дневное светило». Море – один из излюбленных образов у всех романтиков. Он является центральным в элегии. Море соотносится с душой романтика; то и другое свободно, изменчиво и непокорно. Показательно, что период южной ссылки начинается и заканчивается стихами о море. Заканчивается южная ссылка стихотворением «К морю» (1824г). жанровый состав лирики периода южной ссылки достаточно разнообразен. Он пишет не только элегии, но и послания, мадригалы (стихи в альбом). Постепенно в лирике Пушкина появляются стихи, в которых поэт размышляет о коренных вопросах бытия: времени, смерти, предназначении человека. Например, «Телега жизни». Во время ссылки в Михайловском Пушкин совершает эстетический переворот, который заключается в переходе о романтизма к реализму. Одним из наивысших достижений этого периода является стихотворение «Пророк» (1826г). Пророк – это отмеченный богом, он является посредником между обычными людьми и богом. Пророк исполняет не свою волю, не волю людей и правителей, он – исполнитель воли бога, поэтому он свободен. Пушкин уподобляет поэта пророку, так как поэтический талант также даруется богом. Стихотворение представляет собой описание процесса превращения человека в пророка. Человек получает от бога сверхзрение, сверхслух, сердце заменено горящим углем, а язык жалом змеи, но человек становится пророком лишь тогда, когда исполняется духа божия, заключает с богом завет. Лирика тридцатых годов. Болдинская осень 1830 года – одна из самых напряженных творческих страниц в судьбе поэта. Было создано сорок три стихотворение, в 1831 году – только семь, в 1832 – тринадцать. В стихотворении «Сонет» Пушкин передает историю мировой лирики. Стихотворение начинается с имени Данте, а заканчивается Дельвигом. Себя Пушкин не упоминает. Но умение в четырнадцати строках представить семь поэтов – признак поэтического мастерства. Автор выступает как наследник Данте, Петрарки, Шекспира. 1830 году Пушкин пишет ряд онтологических стихотворений, то есть созданных на темы или по образцу античных. В стихотворении «Царскосельская статуя» - в первой части статуя оживает, а во второй – замирает. В первой – перед нами человек, а во второй – его скульптурное изображение. Поэмы Пушкина Первой значительной поэмой стала «Руслан и Людмила», над которой поэт работал с 1817 по 1920 годы. Современники воспринимали поэму как новаторское произведение. Пушкин впервые создал романтическую поэму на отечественном материале. Автор синтезировал многое из того, что было накоплено русской литературой к тому времени. 1824 – написано вступление к поэме ''У Лукоморья дуб зеленый…''. Лукоморье – морской залив, излучина моря. Но дуб не может расти рядом с морем, следовательно, Пушкин подчеркивает эти необычность. Так же Пушкин в поэму впервые использовал форму разговора автора с читателем. На юге Пушкин создает несколько поэм: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Основным принципом создания образа мира в поэме «Цыганы» является романтический принцип двоемирия. Свободному экзотическому миру цыган подтекстно противопоставлен мир европейской цивилизации. Его представляет герой по имени Алеко. Алеко – цыганский вариант имени Александр. Таким образом, главный герой явно соотносится с автором поэмы, их обоих преследует закон. Оба жаждут найти смысл жизни в другом этносе, другой культуре. Романтический герой, кем является Алеко, всегда одинок. С одной стороны, он бы хотел быть в одиночестве, а с другой – будучи человеком, он нуждается в обществе. Выходом из этого противоречия является попытка героя найти такой инородный социум, который бы принял его. Алеко кажется, что он нашел то, что искал, но автор намекает на то, что герой усвоил только внешнюю сторону жизни цыган и не постиг глубинной сущности: ''…он прежних лет не помня даже, к бытью цыганскому привык…''. Внутренняя чужесть Алеко цыганам со временем проявляется. Важнейшая ценность для цыган – воля, а не свобода, так как свобода связана с ответственностью. Алеко тоже жаждет воли, но только для себя. Его взгляд на Земфиру эгоистичен. Антитезой образу Алеко является образ старого цыгана – отца Земфиры. Алеко – романтический герой эгоистического типа. Старый цыган – романтический герой, альтруистического типа. Автор не разделяет позиции ни того, ни другого героя. Он видит действительность в диалектике разных начал. В эпилоге поэмы преодолеваются позиции героев-романтиков. Романтическая поэма заканчивается реалистическим по смыслу выводом. Автор-реалист ясно видит драматизм окружающей жизни и бесплодность поиска романтического героя обрести радость и покой. Конец 1825 года Пушкин встретил в Михайловском. 7 ноября он заканчивает «Бориса Годунова». Вскоре за этим была написана поэма «Граф Нулин». Глубинная суть раскрывается в специальной авторской заметке: ''Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. «Граф Нулин» был писан 13 и 14 декабря (1825г). бывают странные сближения'' (с восстанием декабристов – прим. редактора). В поэму поэт размышляет об иронии судьбы и иронии истории. Та и другая хрупки и прихотливы. Они могут измениться, порой, из-за пустяка. Крупные события могут произойти из-за незначительных причин. В своей поэме Пушкин дает один из вариантов ответа на вопрос: почему произошли события 14 декабря 1825 года. С точки зрения Пушкина первопричина скрыта от нас, она где-то в прошлом, в каком-нибудь пустяке. Но теперь он разросся до катастрофических размеров. Человек оказывается жертвой обстоятельств. Он захвачен стихией истории, так может быть захвачен природной стихией. Участники 14 декабря с юридической точки зрения – преступники, но с точки зрения природы исторических событий, их следует помиловать, потому что они невольно оказались втянуты в водоворот истории. Взгляд на историю как на стихийный процесс – только одна сторона медали. В трагедии «Борис Годунов» Пушкин показывает другую её сторону – закономерную. К работе над поэмой «Полтава» Пушкин преступил в 1828 году через два года после коронации Николая I. В произведении он выражает свой идеал правителя. В поэме сплетаются две линии: филосовско-историческая и любовная. Главным героем является Петр I, который противопоставлен всем остальным персонажам как государственный деятель частным лицам. Если для Мазепы личное выше государственного, то для Петра – наоборот. Поэма заканчивается темой торжества времени. По мнению Пушкина, всё, что касается частного человека, со временем забывается. В памяти потомков и истории остаются дела государственного масштаба. «Медный всадник». 7 ноября 1824 года в Петербурге произошло крупнейшее за всю историю города наводнение, которое и описывается в поэме. Пушкин в это время был в Михайловском. Главные герои – Евгений, что в переводе значит ''благородный'', и Петр I. В поэме можно выделить две сюжетные линии: 1. связана с бедным чиновником Евгением, он предстает как частное лицо; 2. Петр I предстает как символ власти. Местоимение ''он'' выделено курсивом и является многозначным, оно обозначает и Петра I и подтекстно бога. Перед нами предстает некий творящий субъект, который уверен в своем праве действовать по своему произволу, не считаясь ни с кем и ни с чем. Поэма состоит из следующих частей: праздничный и парадный Санкт-Петербург; обыденная сторона в жизни этого города, поэтому у поэмы есть подзаголовок: ''Петербуржская повесть''. Петербург предстает как город двуликий и обманчивый. На персональном уровне это проявляется в смене героев. Вместо великого государственного деятеля на первый план выходит бедный чиновник – Евгений – ''массовый'' человек, представитель большинства, такой же, как все. Пушкин видит одну из коренных причин российского неблагополучия в том, что устремления представителей власти и обычного человека разнонаправлены. Петр, закладывая город, не думал о простом человеке. В свою очередь, ''массовый'' человек всегда ставит частные интересы выше государственных. Картина наводнения являет собой образ стихии и должна напомнить о библейском потопе, который был послан богом за людские грехи. Парадокс заключается в том, что за ошибки правителей расплачиваются совсем другие люди, живущие в другое время: Евгений – за гордыню Петра. Первая часть поэмы заканчивается описанием двух памятников: реального – Петру I и пародийного – простому человеку в России. Он выражает два качества: страх и подавленность человека. Метафорический памятник представляет Евгений, сидящий на мраморном льве. Вторая часть: Санкт-Петербург после наводнения. Евгений, оказавшись в символическом царстве Мертвых, сходит с ума, на него находит помрачнение рассудка. Кульминация поэмы – это попытка Евгения восстать против власти. Герой успел лишь прошептать часть фразы, но и этого оказалось достаточно, чтобы власть начала преследовать человека. Поэма завершается двумя диалогами. Повседневное переходит в настоящее время. Происходит обратное события, наваждение Санкт-Петербурга исчезает. Вместо чудесного города возникает образ хаоса, пустыни, в которой погребен Евгений. «Евгений Онегин». Роман начат 9 мая 1823 года в южной ссылке и завершен в сентябре 1830 года в Болдине. 1823-1830гг. определяют внешнюю хронологию романа. Для понимания проблематика важна внутренняя хронология, связанная со временем описываемых в нем событий. Недаром Пушкин в примечании к роману написал: ''Смеем уверить, что в нашем романе время рассчитано по календарю''. По мнению Лотмана точкой отсчета является свидетельство Пушкина, что события начинаются в конце 1819 года. Далее следуют расчеты. Онегин, очевидно, родился в 1795 году – ровесник Грибоедова, Рылеева. На год младше своих друзей – Каверина, Чаадаева. Поколение Онегина – бунтарское и неспокойное. Ленский моложе своего друга на восемь лет. Ко времени свой гибели ему было восемнадцать лет. Проблема времени в романе позволяет осознать его ключевую проблематику. В отличие от романтиков и классицистов, рассматривавших человека обычно вне связи с историей и социумом. Пушкин первым в русской литературе показал героев, детерминированных социальной средой и временем. Главный герой романа различный в силу не только природных причин, но и социально-временных. Это тип столичного дэнди. Онегину присуща политическая оппозиционность. О ней свидетельствует то, что Онегин никогда не служил. Уклад жизни показан через один день – описание с 15 по 38 строфы. Ленский – тип поэта-романтика, он сформировался в иной социальной среде и в иное время; получил систематическое оправдание в Геттингентском университете в Германии. Татьяна Ларина – тип провинциальной барышни, сформировавшейся под влиянием двух культур: народной и дворянской. «Борис Годунов». Трагедия была завершена 7 ноября 1825 года. Датировка совпадает с днем наводнения в Петербурге. Через дату раскрывается одна из важнейших трактовок историй, как стихийного явления, неподвластного воле человека. История в трагедии предстаёт как закономерный процесс. Борис Годунов был воплощением нового этапа в социально-политическом и эстетическом развитие Пушкина. В этой трагедии поэт преодолел традиции русского романтизма. Концептуально, трагедия антиромантична. Романтики считали, что историю творит не народная масса, а отдельная незаурядная личность. Пушкин доказывает, что история развивается на основе закономерностей народной жизни. В трагедии несмотря на активность отдельных действующих лиц, судьбоносные события совершаются народом, вопреки его внешней пассивности. Народ в трагедии – отдельный персонаж, главный герой, а не фон и не массовка как у романтиков. Композиционно народ выдвинут на роль центрального персонажа. Обычно трагедии заканчиваются смертью главного героя, но у Пушкина Борис умирает не в конце трагедии, но трагедия продолжается. Так как главное для автора – неизбывная трагедия народного бытия. Народ является участником первой вводной сцены, заключительной и кульминационной. Пушкин вводит в трагедию царя-титана, незаурядную личность – для доказательства органичной несовместимости власти и народа. Если бы поэт показал слабого правителя, то ненависть можно объяснить тем, что это плохой царь. Одним из иллюзорных путей решения проблемы стала замена плохой власти на лучшую. Декабристы предполагали заменить плохого Александра I на ''хорошую'' Елизавету. Пушкин показывает бессилие крупной личности, если она пренебрегает законами исторической жизни, не понимает силы народа. Кульминационной является сцена с юродивым. Он выражает мнение народа в отношении Бориса. Автор солидарен с позицией героя. Недаром Пушкин в письме замечал, что пытался упрятать свои уши под колпак юродивого, но ничего не получается – торчат. Юродивый похож на шута и на пророка – тому и другому разрешалось говорить правду о власти. ''Нельзя молиться за царя ирода – богородица не велит'' – кульминационная фраза юродивого в трагедии. Ирод-царь, который пытается сохранить власть ценой невинного младенца. Царская власть по мнению Пушкина всегда преступна, она держится и сохраняется засчет крови невинных людей. «Маленькие трагедии» Пушкина Созданы за 16 дней – Болдинская осень 1830 года. Состоит из четырех произведений. Здесь будет представлено три. Заглавие трагедии «Скупой рыцарь» носит характер оксюморона. Рыцарь и скупость – несовместимые вещи. За словами заглавия стоят две системы ценностей. Для рыцаря высшая ценность – честь (определяла быт и бытие дворянства). Скупость связана с деньгами, которые определяют быт и бытие буржуа. Таким образом, в заглавии намечается главный конфликт трагедии, связанный с противоборством разных сторон. Барон и его сын разрываются между приоритетами чести и богатства. Трагедия слстоит из трех частей. В первой части раскрываются ценности Альбера, во второй – его отца, в третьей – непосредственный конфликт героев. Тема денег – главная в монологе Альбера. Он не представляет чести без богатства. Если раньше они могли существовать порознь, то теперь – стали взаимосвязанными. Потайной действующей силой в обществе стали деньги, хотя наружно всё еще ценится честь. Деньги неизбежно приводят к реальной власти тех, кто ими владеет. В этом смысл образа ростовщика Соломона. Вторая сцена трагедии – монолог Барона с сундуками, полными золота. Деньги для героя – конечная цель. В итоге получается, что не Барон стоит над золотом, а наоборот; он – раб своего богатства и погибает защищая его, а не честь. Выражение ''скупой рыцарь'': логическое ударение можно поставить на обоих словах. Выделяем первое – характеристика Барона, второе – Альбера. Следовательно видны сходства и различия героев. Очевидно, что когда-то Барон был таким же, как его сын, а сын со временем станет как отец. В третьей сцене конфликт выходит наружу. Отец вызывает на дуэль сына. Тем и другим движут корыстные интересы. Отец и сын бьются за золото. Трагедия заканчивается репликой Герцога: ''Ужасный век – ужасные сердца''. Это приговор эпохе и людям. Причем, на первое место поставлена эпоха – эпоха смены формаций, ценностей и установок. «Моцарт и Сальери». Ключевая проблема – вера и неверие. Для Сальери бог связан с идеей справедливости. Доказывается несправедливость на земле и эмпирически и рационально. Для Моцарта бог связан с гармонией и красотой, если есть красота, значит есть и бог. «Каменный гость». Чтобы понять это произведение, нужно помнить, что осенью 1830 года Пушкин был женихом Наталья Гончаровой, он готовился создать свой Дом, свою семью. В трагедии противопоставлены два героя, исповедующие разные ценности. Для Дон Гуана – это любовь, а для Командоре – семья и её честь. Для Пушкина любовь не самоценна, она лишь средство для создания семьи. Командор защищает честь семьи и при жизни и после смерти, являясь статуей для мести тому, кто покусился на честь Донны Анны. -------------------------