---------------------- А.Н.Островский (1823-1886гг) ---------------------- Театр Островского начинается с пьесы «Свои люди - сочтемся», завершенной в 1849 году. Основу комедии составляет семейно-бытовой конфликт, через который анализируется социальные проблемы современности. Они были остро поставлены для условий сороковых годов, поэтому пьесу к постановке не пропустила цензура. Пьеса была опубликована в журнале «Московитянин». Николай I положил резолюцию: «Напрасно писана, играть же запретить». Главный герой имеет говорящие имена, фамилии и отчества: Самсон Силыч Большов. Всё в его доме построено на обмане. Уже в первой пьесе Островский показывает героев неоднозначно, не ограничивается какой-либо одной краской. Большов – не только прохиндей, но и чадолюбивый отец, преданный дочерью Олимпиадой. Не даром его называют купеческим королем Лиром. Герой и смешон и драматичен. Добролюбов назвал произведение Островского «пьесами жизни». Это проявляется в том, что драматург сокращает расстояние между художественным миром своих произведений и эмпирической действительностью. Такой подход был принципиально нов для русского театра. Островский создает иллюзию повседневного быта, перенесенного на сцену. Он писал об этом: «чтобы зритель остался удовлетворенным, нужно, чтоб перед ним была не пьеса, а жизнь, чтоб была полная иллюзия, он забыл, что он в театре». Пьеса Островского отличает ярко выраженный демократизм. Островский отвечал на эстетические запросы широких демократических слоев общества. Он выводил на сцену героев, близких к обычным людям, ставил проблемы, волнующие большинство, поэтому произведения Островского отличает известный мелодраматизм. «Гроза» написана в 1859 году. Пьеса начинается с экспозиции, в которой определено место действия. Островский с самого начала придает событиям общерусский масштаб. Это достигается с помощью образа Волги и песни, которую поет Кулигин. Образ простора, свободы и красоты является контрастным фоном, на котором изображается узкий мир города Калинова. Город Калинов – это модель авторитарного общества, слепок со всей России. На рубеже 50-60-х годов авторитарность была повержена, но не сломлена, т.к. причины её существования коренятся в ментальных особенностях россиян. В русском языке есть два слова – авторитет и авторитарность, т.е. понятия смежные и вместе с тем различные. Авторитет основан на уважении человека человеком, а авторитарность – на подавлении, достигаемом с помощью страха. Вообще мотив страха – сквозной в пьесе. Каждый герой чего-нибудь или кого-нибудь боится. Символом всеобщего страха в пьесе становится гроза. Все жители Калинова прячутся от неё, испытывая страх и трепет. Островский дает в пьесе три варианта преодоления страха: 1. образ Варвары. Это путь адаптации. Её философия проста: ''делай, что хочешь, только бы шито да крыто было''; 2. образ Кулигина. Он преодолевает страх с помощью научного мировоззрения; 3. образ Катерины. Она побеждает чувство страха, опираясь на силу его характера. Самоубийство – форма протеста против условий, унижающих человека.