-------------------------- Н.А.Некрасов (1821-1878гг) -------------------------- В 1840 году с помощью друзей Некрасов издает первую книгу стихов, которая называлась «Мечты и звуки». Заглавие позволяет догадаться, что эта книга романтических произведений. Некрасов перепевает в сборнике Жуковского, Лермонтова, Бенедиктова. В 1845 – Некрасов принимает участие в альманахе «Физиология Петербурга», который явился манифестом «Натуральной школы». Под этим названием понимается одна из стадий развития реализма. Термин позаимствован из критической статьи Фадея Булгарина. В сборнике излагается взгляд революционных демократов на социальную среду. Город – некое подобие организма, в котором те или иные социальные или профессиональные группы выполняют функции органов. Чтобы понять, как функционирует город-организм в целом, нужно понять механизм действия его отдельных составляющих. По мнению автора натуральной школы, социальная среда определяет кругозор, привычки, ценности, особенности поведения человека. Некрасов публикует в сборнике стихотворение «В дороге», которое знаменует переход поэта в новое качество. Стихотворение – своеобразная оценка, которая передается автором; оно сюжетно; есть герои, которые ведут разговор. Некрасов раскрывает драму жены ямщика через анализ социальной среды. Груша – крепостная крестьянка, но воспитывалась как дворянка. Это и становится источником её трагедии, так как снова оказывается в крестьянской среде, она не может забыть своего псевдо дворянского прошлого. Стихотворение открывает тему, которая станет одной из ключевых – тяжелой женской доли. Одной из линий в творчестве Некрасова 40-х годов является использование чужих ритмико-интонационных макетов для передачи нового содержания. Это пародийное направление в лирике Некрасова. Образцом такого рода лирики является стихотворение «Колыбельная песня» (подражание Лермонтову). Некрасов переосмысливает типовое жанровое содержание колыбельной песни. Вместо общечеловеческого счастья младенцу предрекается счастливая чиновничья карьера. В литературе 40-х годов получил распространение жанр очерка, эскиза с натуры. Некоторые стихотворения Некрасова могут быть уподоблены беглым зарисовкам. Образец-цикл «На улице» (1850). Второе стихотворение цикла – «Проводы». Это зарисовка как бы с натуры, в ней показаны проводы парня в рекруты. Герои не понимают, кто виноват в их горе. Крайней оказывается бессловесная лошадь. Стихотворение заканчивается горькой иронией автора, видящего несуразицу русской действительности. «Гробок». Картинность в этом стихотворении задается указательной частицей – вот – автор сопоставляет прошлое и настоящее героя. Радости и счастья не было ни там ни там. Это передается с помощью скупых слез в настоящем и слов героя, отнесенных к прошлому. Новое качество лирика Некрасова обретает в 50-е годы. Оно проявляется в общественных картинах Русской народной жизни «Размышления у парадного подъезда» (1856). Слово 'размышления' определяет основную тональность стихотворения. Рефлектирующим субъектом является лирический герой, близкий по своему кругозору к автору. Стихотворение состоит из нескольких частей, написанных в разной тональности и в разных жанрах. Первая часть – сценка, происходящая на глазах лирического героя. В этой части важно то, что мужики приходят домой, а не на службу вельможе. Это можно объяснить тем, что они хотят найти понимание со стороны власти, но этого не происходит. Вторая часть начинается с эмоционального перебоя. Она написана в жанре инвективы (обличительного монолога). Читатель не видит героя второй части. Это обобщенный образ представителя власти. Лирический герой выступает здесь как народный заступник. Третья часть передает вероятное поведение мужиков, после несостоявшейся встречи. Выход из всех бед мужикам видится в водке. В заключении поэт переходит к картине мужицкой жизни в целом. Её символ – бурлаки. Заканчивается риторическим вопросом. Стихотворение «Железная дорога» написана после отмены крепостного права в 1864 году. Это знак новой эпохи, наступившего железного века. Главная проблема связана с тем, что определяет прогресс – личность или народная масса. Это диалог лирического героя с генералом, которые воплощают противоположные подходы к проблеме. Первой точкой зрения на проблему представлена в эпиграфе. Мужики для генерала – безликая масса, выполняющая волю отдельной личности. Понятие народности для него сводятся к костюму, в который наряжен сын. Далее следует пейзаж, данный с точки зрения лирического героя. Он убежден, что окружающий мир изначально гармоничен. Нет безобразья в природе. Дисгармонию в мир вносит человек. Во второй части лирический герой вступает в полемику с генералом, но делает это не прямо, а опосредованно – через сына генерала. Рассказчик претендует на то, что правда на его стороне. Свою точку зрения он излагает в жанре баллады. Её героями являются ожившие мертвецы, рассказывающие, какой ценой построена дорога. Генерал передает свою точку зрения иначе. Он обращается к личному опыту, который вынесен из западной жизни. Генерал считает, что история сохраняет имена немногих, не обычных, а незаурядных людей. Оба героя склонны частичную правду принимать за абсолютную истину. Каждый остается глух к мнению другого. Из диалога не рождается более глубокого и продуктивного подхода к проблеме. За героев стихотворения это должен сделать читатель.