Греческая мелическая поэзия ------------------------------------- Алкей. В эпоху жизни Алкея остров Лесбос был поражен гражданской войной между демократией и аристократией. Союзником аристократии был Питтак. Во время борьбы с ним Алкеем были написаны "Песни борьбы" - сборник лирических песен, которые исполнялись в Гетериях. В них есть лирическое переосмысление эпической ситуации. Впервые появляется тема кинжала как орудия борьбы с титанами. Поэтический образ корабля, объятого бурей, которая символизирует образ гражданской войны. Образ политического врага - Питтака. Сколий - песнь на пиру - изображение философии высокого винопития. Алкей в жанре сколия создает традицию чистогреческого винопития. Попытка дать лирическое переосмысление классической мифологической традиции: миф Алкея - это миф традиций. Впервые появляется пейзажная лирика - природа изображается в качестве отражения человеческих чувств. Сапфо. Возлюбленная Алкея. Уже в античности она была названа десятой музой. Песни Сапфо напоминают гимническую поэзию. Гимны она посвящала своим подругам, а не богам. Основной пафос её гимнов - воспевание женской красоты как высшей красоты мира. Единственное полностью сохранившееся произведение Сапфо - "Гимн к Афродите". Сапфо обращается к Афродите так, будто та её подруга. Равность бога и человека. В классическом гимне 3 части: инвокация (взывание к богу); энколий (хвала к богу); просьба к богу. У Сапфо энколий исчезает, потому что она ощущает себя равной Афродите. Это эпическое отношение к богу. Появляется жанр эпитоламия - любовная песнь, исполняемая на свадьбах. После смерти Сапфо её профиль чеканили на монетах острова Лесбос. Анокрион. Это певец странствий. Он дает новое понимание любви - это игра. Сюжет, связанный с воспеванием свободной любви между свободной женщиной и свободным мужчиной. Обыгрывание темы старости. Для него старость - это повод для шутки. Проблема однополой любви - в античности это высший тип любви. В Анокрионе видели воплощение античного человека, который живет по эпикурейским законам. Для Эпикура главное - гедонистическое восприятие жизни, смерть и человек не встречаются. Анокрион скорбит об ушедшей жизни. Когда он умер, его назвали теосский лебедь, так как Анокрион воспринимался как служитель Аполлона. Пиндар. Хоровая лирика. Написал 17 книг, но сохранились только 45 текстов в четырех книгах: "Олимпийский оды", "Пифийский оды", "Немейские оды", "Истмийские оды". Свои эпиникии Пиндар посвящал спортивным греческим состязаниям: Олимпийские и Пифийские игры. Олимпийские (Зевс) проводились в Элиде. Пифийские один раз в четыре года, посвящались Аполлону. Проводились около Дельф, допускались музические соревнования. Немейские игры посвящались Зевсу и проводились один раз в два года в Немее (Пелопонес). Истмийские - в честь Посейдона, проводились один раз в два года. Пиндар создает идеал нового человека, отличающегося благородством происхождения и духа. Стиль Пиндара не прост для восприятия. Его лирику нужно петь по-гречески. Это сложный запутанный стиль.