-------------------- Н.С.Лесков (1831-1895гг) -------------------- Особенность писателя в том, что его общественная позиция не совпадала ни с одной из авторитетных политических установок современности. Он старался находиться вне течений и направлений, поэтому его критиковали как левые, так и правые. Глубокая религиозность писателя сближала его с народом, поэтому Лесков скептически относился к революционерам, что проявилось в его романе «Некуда» (1864). Главная героиня Галина Бахова: «…не было мира в её костях … некуда было ей деться». Лесков выступает в этом произведении как социальный диагност. «Леди Макбет Мценского уезда» 1865 год. Тридцати четырехлетний Лесков публикует очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Писателя привлекают сольные характеры, героиня его очерка напоминает Катерину Кабанову из «Грозы» Островского. Обе живут в душной атмосфере купеческого дома, борются за женское счастье. Но и различия есть – это, прежде всего, реакция на сходные проблемы. Одним из источников трагедии Катерины Измайловой стал неравный брак /она в два раза моложе мужа/. Её злодейства страшны и нет. Не страшны потому, что похожи на разыгрываемый спектакль. Герои Лескова помещены в некую незаметную рамку, которая делает их похожими на актеров. Недаром про Катерину сказано, что она «разыграла страшную драму». Лесков выбирает такие слова, которые позволяют трактовать происходящее двояко: как жизнь и как театр. Лесков причудливо сплетает несколько жанров: очерк, драму, трагедию, комедию и мелодраму. Сила любви героини безответна, а вне любви она не видит смысла жизни, поэтому ей приходится действовать дальше, выбрав путь преступления Катерина Измайлова уже не может с него сойти. В эпизоде убийства Лесков использует жанровый перебой. Анекдотическая ситуация разрешается не комически, а драматически. После убийства мужа, через три месяца, она совершает следующее преступление. Ею движет простая корысть и, в результате, жертвой становится ребенок, претендующий на часть наследства. Катерина Измайлова постепенно превращается в леди Макбет: во всех ситуациях она ориентируется только на собственные интересы, другие люди для неё – лишь объекты, а не полноправные субъекты. В острожной больнице героиня рожает ребенка, но душа её уже отравлена преступлениями. Катерина Измайлова не может быть матерью по духу. Она отказывается от ребенка, обрекая его на смерть. Последний акт трагедии переплетается с мелодрамой: Катерина Измайлова убивает соперницу и кончает жизнь самоубийством. Духовное спасение для неё невозможно. Человек, который не ценит чужую жизнь, не ценит и свою. Рассказы. Цикл «Праведники» В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум». Перед заголовком рассказа была написана шапка ''Русские антики. Из рассказов от трех проповедников''. Слово ''антик'' употреблено в значении «редкий человек, обладающий какими-то выдающимися качествами». Тексту рассказа предшествовало предисловие: в нем Лесков спорит с Писемским, который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Лесков хочет доказать обратное, пишет о том, что пошел искать праведных, без которых «несть граду стояния». Тема праведничества занимает одно из ведущих мест в творчестве Лескова. Писатель в цикл «Праведники» включил: «Очарованный странник», «Несмертельный Голован» (1880), «Левша» (1881), «Человек на часах» (1887). Праведники живут по закону любви и правды. Смысл жизни видят в деятельности, направленной на делание добра. Повесть «Очарованный странник» строится как рассказ в рассказе. Внешняя рама дана от лица первоначально от лица анонимного рассказчика, который знакомит читателя с другим героем. Главная проблема произведения – возможность человека влиять на судьбу. Главный герой произведения Иван Северьянович Флягин рассказывает историю своей жизни, которая должна подтвердить его утверждение в том, что «своего пути не избежишь». Повесть представляет собой своеобразную русскую вариацию в прозе «Царя Эдипа» Софокла. Отличие героя Лескова в том, что первый до конца сохраняет активность, пытается направить свою судьбу в то русло, которое кажется ему предпочтительнее. В конце произведения он говорит о том, что, несмотря на своё происхождение монастырского послушника, он готов изменить судьбу и пойти воевать. «Левша». В этом произведении показаны неканонические праведники, то есть люди, которые не совпадают с богословским представлением об этом типе. Особенностью авторской позиции в произведениях Лескова является её амбивалентность, то есть герои одновременно и хороши и плохи. Автор смеется над ними, но в то же время и восхищается ими. Неоднозначность героев соотносится со смешанной жанровой природой произведения Лескова. «Левша»: сказ, исторический анекдот, притча, житие святого, авантюрный роман. Анекдотизм произведения связан с тем, что Александр I, атаман Платов и Николай I предстают не как исторические личности, а как некие маски, актеры, играющие свою роль. Александр I – тип западника, атаман Платов – славянофила, Николай I – патриота. Лесков одной из особенностей российского менталитета признает не самодостаточность. Русские всегда себя с кем-нибудь сравнивают; пытаются утвердиться, стремясь догнать и перегнать соперника. Слово «левша» во всем очерке печатается с маленькой буквы как имя нарицательное. Эта особенность номинации героя позволяет выявить притчевую структуру произведения. Герои притчи изображаются предельно обще. У главного героя нет ни имени, ни фамилии, ни отчества, а только кличка, потому левша представляет не столько себя самого, сколько весь город. В образе левши воплощены основные ментальные характеристики россиянина: 1. беззащитность человека перед властью; 2. левша – самый мастеровой, он оказывается не честолюбив, не амбициозен; подковывает блоху вместе с тремя товарищами, они на каждой подковке оставляют своё имя, а левша – нет; 3. вопреки всему, левша остается патриотом, отвергая соблазны западной жизни; 4. левша принимает свою судьбу как данность, не пытаясь оспорить её. «Тупейный художник» (опублик. 1883г). То есть визажист, стилист. Произведение имеет подзаголовок: ''Рассказ на могиле'', который позволяет определить жанр. Это мелодрама, переданная этическими средствами. Эмоциональной доминантой являются слёзы. Катарсис происходит через сострадание несчастным героям. Мелодрама – это сказка для взрослых. Основу её конфликта составляет борьба добра и зла в их резком противопоставлении. Типы героев как в сказке жестко заданы. С одной стороны, злодей, злодейка, с другой – разлученные влюбленные, мать и дитя, которые борются за своё счастье. Главная героиня рассказа излагает не столько историю жизни, сколько страшную сказку, в которой больше вымысла, чем правды.