--------------------- М.Ю.Лермонтов (1814-1841гг) --------------------- Его творчество можно разделить на два этапа: 1. раннее творчество 1828-1832гг; 2. зрелое творчество 1832-1841гг. Лермонтов начал творить после воцарения Николая I, когда ожидание перемен к лучшему были уничтожены. В этой атмосфере было естественным оживление романтических тенденций. Главный принцип романтизма – двоемирие – получает в творчестве Лермонтова новое развитие. Это отражается в его стихах: «Жалобы турка» и «Монолог». Первое стихотворение было построено на прозрачной аллегории. Под Турцией в стихотворении подразумевается Россия. Турция – восточная страна, одна из форм правления – деспотия. Лирический герой ощущает себя так, будто живет под властью восточного деспота. И страдает от этого. Одной из отличительных особенностей ранней лирики Лермонтова является её дневниковость. Его стихи, написанные до 1832 года, представляют собой ''что-то вроде лирического дневника, развертывавшего перед читателем интимную биографию поэта'' (Эйхенбаум Б.М.). Дневник занимает пограничное место между жизнью и литературой. Он характеризуется установкой на подлинность. Этот документ самопознания личности и окружающего мира. Лирический дневник Лермонтова воплощается в элегиях, посланиях, романсах, монологах и отрывках. Стихотворение «Монолог» начинается с тезиса, в котором содержится парадокс: ''Поверь, ничтожество – есть благо в здешнем свете…'' Абсурд, содержащийся в первой строке, связан не только с нелогичностью лирического героя, сколько с особенностями мироустройства в России. Действительность ненормальна, потому нормальному человеку жить трудно. В здешнем свете искажены общечеловеческие ценности, высокие стремления остаются без употребления, человек не может остановить, изменить однообразное течение жизни, следовательно, трагическое мироощущение. В 1831 году Лермонтов пишет стихотворение «Исповедь». Исповедь – предельная форма самораскрытия личности – сакральный жанр, то есть связанный с церковью. Вера не дается лирическому герою, потому что должна примирить его с действительностью, какой безобразной она не была. Герой не может согласиться со сложившимся поведением вещей; он раздваивается между житейским опытом, который противоречит вере и жажде веры. В 1832 году было написано стихотворение «Парус», в котором четко виден мотив одиночества лирического героя. Стихотворение состоит из трех строф, которые составляет своеобразную диалектическую триаду: через антитезис. Каждая строфа делится на три части; первые две содержат конкретные образы, третья и четвертая строки передают реакцию лирического героя на эти образы. Главное место занимают зрительные образы туманного утреннего моря. Пейзаж в первой строфе рождает определенное настроение, образ паруса метонимичен, то есть в основе образа лежит перенос по смежности. Парус ничего не может ни искать, ни кинуть, имеется в виду человек, сидящий в лодке. Лирический герой наделяет его своими чувствами (противоречиями). Это передаются с помощью двух риторических вопросов, противоположных по смыслу. Вторая строфа – антитезис. Если первая строфа строилась на зрительных образах, то вторая – на звуковых. В строфе представлена картина ночной бури, отталкиваясь от пейзажа, лирический герой переходит к собственному мироощущению, которое по прежнему отличается противоречивостью. Третья строфа – синтез – солнечный полдень – это некая норма, которая отвергается лирическим героем. «Герой нашего времени» (1838-1839гг) История замысла практически неизвестна. Роман публиковался по частям в журнале ''Отечественные записки'', полностью произведение было опубликовано только в 1841 году. «Герой нашего времени» - первый русский психологический роман, в центре внимания автора не внешняя биография героя, а его душевная и умственная жизнь. Герой времени – это человек наиболее полно выразивший ценности определенного поколения, живущего в определенное время. У каждой эпохи и каждого поколения свой герой времени. Проблема героя времени волновала и предшественников Лермонтова. Над драмой человека, живущего в эпоху безвременья, размышлял Альфред Мюссе в книге «Исповедь сына века». Мюссе так раскрывает причины страданий сына века: ''Всё, что было уже прошло. Всё, что будет - еще не наступило. Не ищите же ни в чем ином разгадки наших страданий''. В эпохе безвременья человек не может реализоваться, его подлинная жизнь происходит не столько социуме, сколько наедине с собой. Лермонтов ставит две задачи: 1. показать закономерность появления такой личности, как Печорин; 2. доказать, что только такой тип человека может претендовать на звание героя времени. Эти задачи определили особенности композиции и образную систему романа. Композиция романа строится на принципе временных смещений. Лишь мысленно переставив романные повести местами, можно восстановить хронологическую последовательность жизни Печорина. То есть фабула и сюжет в романе расходятся. Фабула – цепочка событий в хронологической последовательности, а сюжет – последовательность событий в том порядке, какой избрал автор. Сюжет: «Бэла», «максим Максимыч», предисловие к журналу, «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Фабула: «Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к журналу. Лермонтов нарушает порядок следования глав для того, чтобы глубже раскрыть проблематику своего произведения и личностные особенности героя. Печорин в романе не изменяется, а лишь раскрывается. С самого начала он изнутри завершен, но является для читателя вещью в себе. Художественная логика романа определяется стремлением автора максимально полно раскрыть современного героя времени. Особое расположение глав связана с задачей показать героя извне и изнутри. Печорин предстает и как характер и как личность. Формула характера – ''я для других''. Характер – это ''я'', видимый извне, с точки зрения других. Формула личности – ''я для себя''. В первых двух главах герой изображается извне, с точки зрения других, в трех следующих – изнутри. Постижение Печорина идет по пути от внешнехарактерного и внутриличностному. Между читателем и героем дистанция постепенно сокращается. Лермонтов в романе не предлагает готового решения проблемы героя, он художественными средствами пытается доказать, что несмотря на свои пороки, Печорин – настоящий герой времени. Для доказательства в роман вводятся двойники Печорина, которые отчасти совпадают с ним, но в главном расходятся. В первой главе двойник – Максим Максимыч – штабс-капитан, это герой времени с точки зрения власти. В главе «Максим Максимыч» двойником Печорина является герой-рассказчик. Их сближают знание психологии человека, умение по деталям определить характер и личность. «Тамань» - двойник Печорина – Янко, который, как и Печорин, не хочет жить по установленным кем-то правилам и законам. «Княжна Мэри». У Печорина два двойника – Грушницкий и доктор Вернер. Грушницкий - своеобразное кривое зеркало для Печорина. Доктор Вернер – тип современного Мефистофеля; доктора сближает с Печориным скепсис и материализм. При этом Печорин жаждит преодолеть скептицизм и обрести веру. ''Но вере теплой опыт хладный противоречит каждый миг''. У Вернера нет никакого стремления преодолению скептицизма. В главе «Фаталист» двойник Печорина – Вулич. «Песня про купца Калашникова» (1837г) Это стилизация народной исторической песни. По воплощенному мироотношению поэма является романтическим произведением, так как ключевую роль в ней играет принцип двоемирия. Герои поэмы контрастны по своей сути. В их образах нет полутонов. Купец Калашников – защитник чести своей семьи, христианин. Дьявольское начало – опричник Кирибеевич. Если изнутри герои различные, то извне сходные. Отрицательный герой внешне эстетизирован. Кульминацией поэмы является бой опричника с купцом, который строится по былинной модели: герои предстают как два богатыря, равные по силе физической, но различные по силе духовной. Поэма заканчивается трагически в соответствии с традицией народных исторических песен – герой погибает. Читатель подводится автором к осознанию ценностей, которые не занимают должного места в жизни современников. Эти ценности – честь и достоинство. Произведение заканчивается посмертной славой герою, которого хоронят не на кладбище, а в чистом поле между трех дорог. Могила становится святым местом, на котором человек должен выбрать свой путь и определить идеал. «Демон» Поэма занимает особое место в творчестве Лермонтова. Первый вариант написан в 1829 году, а восьмая редакция будет закончена только в 1841 (придворный список). Лермонтов использовал ветхозаветные мотивы о духе зла, дьяволе, черте. Обычно в демоне акцентируются отрицательные качества. Для Лермонтова важнее было другое: главный герой поэмы – ангел, бросивший вызов верховной власти бога, это бунтарь, страдающий за свое восстание против авторитетов. Демон – наиболее полное воплощение романтической личности. Романтик отвергает существующий миропорядок, противопоставляя желанный: ''и всё, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел''. Чтобы воскреснуть, демону нужно с чем-то согласиться. Для героя это может быть только любовь. Для романтика влюбленная – это живое воплощение идеала. Душевная красота героини Тамары передается через красоту внешнюю. Демон по отношению в Тамаре ''исполнен умысла жестокого''. Умысел связан не с намерением убить девушку. Для Лермонтова мир сосредоточен на нем самом. В центре его вселенной не другая личность, а он сам. Поступками демона руководит некая сила, которая сильнее его субъективных желаний. Демон не может противостоять силе рока, судьбы. Причина гибели Тамары – демон, но и сам герой страдает. Подтекстовый смысл заключается в победе бога над дьяволом. «Мцыри» (1840г) Заглавие поэмы символично и внутренне полемично. Мцыри – имя нарицательное. В переводе с грузинского – послушник, готовящийся в пострижение в монахи. По характеру и духу Мцыри – не послушник, а бунтарь. Герой лишен имени, но вопреки этому он остается личностью. Поэма отличается сложной пространственно-временной организацией (хронотоп). Произведение начинается вступлением, которое в содержательном плане является послесловием к еще не рассказанным событиям. Это план будущего времени, переданный грамматически в форме прошедшего времени: ''немного лет тому назад … был монастырь''. В конце вступления дана предыстория заглавного героя, которая представляет план прошлого. ''Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал … ребенка пленного он вез''. Центральное место в поэме занимает исповедь, которая располагается между прошлым и будущим и является настоящим. Лермонтов создает эффект присутствия читателя на исповеди героя. Перед смертью человек рассказывает о самом важном для себя. Мцыри считает достойным рассказа лишь три дня своей жизни, когда он был свободен. Центральное событие трех дней свободы – встреча героя с барсом. С точки зрения бытового правдоподобия бой невооруженного человека с барсом невероятен, автору было необходимо продемонстрировать силу духа героя. Мцыри гибнет, испытывая превосходство внешних обстоятельств, которые он не в силах преодолеть. Герой побежден физически, но не духовно.