Устройство древнегреческого театра -------------------------------------------- Театр древними греками воспринимался как школа патриотизма. Театральные постановки осуществлялись при помощи мецената. Участники хора – хоревты. Устройство театра: ряды скамей для зрителей находились один над другим по склону горы. Они делились горизонтальными проходами на ярусы и вертикальными – на клинья. В центре находилась орхестра (круглая площадка диаметром 24 метра). На ней размещались хор и актеры. На орхестре находился камень – жертвенник в честь Диониса. На противоположной стороне от зрителя, за орхестрой, находилась скена («палатка»), где актер переодевался, хранились декорации и реквизит. Передняя часть скены – проскений, она соединялась ступенями с орхестрой. Действие происходило на открытом воздухе. Персонажи раскрывают себя через высказывания и поступки. Драматург не имел возможности запечатлеть массовые сцены, битвы. Об этом рассказывал какой-либо персонаж. В ранней драматургии исключались внутренние монологи героев. Автор не мог комментировать поведение персонажей. Судьёй был зритель. Время действия не превышало суток, декорации не менялись, всё происходило в одном месте. Герои, как правило, показывались в тез ситуациях, когда лучше выявлялась суть главного героя, действующего лица. Каждая фраза должна быть весомой. Занавес отсутствовал. Костюмы соответствовали возрасту действующих лиц и их положению. Актеры носили маски. Их употребление было связано с тем, что сидевшие в дальних рядах зрители не могли различать мимику актера. Меняя маски и костюмы, один актер мог выступать в нескольких ролях. Что касается одежды, то это был хитон, напоминающий рубашку. Боги были одеты в шерстяной плащ, закрывавший всё тело. Маски были разнообразны для трагедий и комедий, различных сословий и возрастов, для муз, нимф. На сцену актеры выходили в обуви на высокой подошве – котурнах. Декорации почти никогда не менялись. Зритель должен обладать фантазией, чтобы представлять себе, что действие происходило в разных местах. Среди театральных приспособлений выделялась эорема, то есть подъёмник. Иногда его называли «машиной». Она могла поднять актера в воздух и унести со сцены. У Еврипида во многих пьесах действие завершалось появлением бога на подъёмной машине, что являлось неожиданной развязкой («бог из машины»). Что качается хора, то его состав менялся (12 – 15 человек). Мимикой, жестами, пением и танцами хор участвовал в событиях, создавал определенную эмоциональную атмосферу спектакля. Он должен был быть гармоничным ансамблем, который в процессе действия распадался бы на полухория. Эксод – последняя песнь хора. Коммос – песня-плачь хора и актера. Эпизодий – диалог хора с актером. Парод – первая песнь хора. Пролог – часть пьесы до появления хора.