И.А.Гончаров (1812-1891гг) ------------------------------ Первым произведением, заставившем говорить о Гончарове, как о крупном авторе, стал роман «Обыкновенная история», опубликованный в 1847 году. 40-е годы – время становления буржуазных отношений. Гончаров раскрывает закономерный характер происходивших в России процессов. Это отражено на уровне заглавия. Слово ''обыкновенная'' синонимична не столько слову ''простая'', сколько словам ''закономерная, вечная, постоянная''. Персонажи здесь показаны на уровне антитезы. Александр Адуев – главный герой – показан на фоне жизненной практики его дядюшки – Петра Ивановича Адуева. Герои взаимно дополняют друг друга. Эта особенность достигается с помощью «зеркально временной композиции». Её суть состоит в том, что один герой смотрит в зеркало судьбы другого героя. Александру Адуеву в начале романа 20 лет, Петру Ивановичу – 37. о прошлом последнего легко догадаться , т.к. оно похоже на то, что в настоящее время переживает Александр Адуев. Иначе говоря, история жизни Александра – это одновременно и предыстория жизни Петра Ивановича только с нужными поправками. О будущем Александра можно судить по настоящему его дядюшки. Такого рода композиция давала Гончарову возможность привлекать читателя к сотворчеству и, вместе с тем, обуславливала ёмкость художественного произведения. Родовое имение Александра Адуева усадьба «Грачи» и Петербург, куда он приезжает, предстают не только как две среды обитания человека, но и как два символа. Усадьба и столица символизируют два общественных уклада и две системы ценностей. Усадьба – символ патриархальной жизни, которая воплощается в жанре патриархальной идиллии. Её особенности – это временная цикличность, пространственная замкнутость, культы еды, питья, сна. Жизнь буржуазная характеризуется иным набором признаков: она не циклична, а линейна, не замкнута, а открыта. Человек, живущий в условиях патриархального уклада, не меняется. В этом смысл двух героинь – Софьюшки и Марьи Горбатовой. Человек, живущий в условиях буржуазной действительности, должен непрерывно меняться. Буржуазный уклад предъявляет повышенные требования к адаптационным способностям человека, его внутренней гибкости и подвижности. Тот, кто не способен меняться со временем оказывается нежизнеспособен. Почему Александр Адуев не удовлетворяется привычной сытой жизнью в деревне? По мысли Гончарова, это одно из проявлений закона саморазвития жизни. Человек в какой-то мере не властен в своих желаниях, потому что они обусловлены и субъективными и объективными факторами. По Гончарову социальные законы имеют такую же непреложную силу, как и физические. Переезд Александра в Петербург равнозначен перемещению из одного мира в другой. Он должен сменить свой образ мыслей, систему ценностей, поведения и ориентацию в мире. Вся драма в том, что смена ментальных установок всегда болезненна. Всё зависит от того, намерен или нет человек меняться. Александр приехал в новый мир со старыми установками, он не настроен на внутренние изменения, т.к. они даются только через боль и страдания. Эволюция Александра представлена в двух аспектах – карьерном и любовном. Первый связан с внешними изменениями, а второй – с внутренними. Исходная точка в духовной эволюции героя связана с Софьюшкой. Жениться на ней Александр не спешит, поскольку понимает, что этот брак равнозначен повторению судьбы предков. По прошествии двух лет Александр увлекается Наденькой Любецкой. Как и прежде, герой настроен на книжную, романтическую любовь, оторванную от жизни. Он ждет любовь, не действуя при этом сам. Для него любовь – это судьба, рок, который сам находит человека. По сути, это патриархальный взгляд, признающий человека пассивным объектом, к которому судьба может быть благосклонна и нет. В буржуазной системе ценностей человек сам себе создает судьбу. Роман с Наденькой заканчивается для Александра поражением. Ошибка героя в том, что к ней он относился так же как раньше к Софьюшке. Герой не учитывает социального компонента, не понимает, что перед ним столичная, а не провинциальная девушка. И завоевывать её нужно другими средствами. Ситуация с Юлией Тофаевой пропорциональна ситуации с Наденькой. Если в первом случае герой отвергнут, то теперь он сам отвергает. Романтик отказывается от романтической любви, т.к. он перерос её. «Обломов» В 1849 году появился отрывок из романа под названием «Сон Обломова». Затем писатель его определял как увертюру к роману. «Сон» написан в жанре идиллии. Илье Ильичу сниться родная Обломовка, которая представляется ему земным раем, где все живут счастливо. В противовес этому представлена жизнь в Петербурге как своеобразный ад, где Обломов вынужден жить. Второй роман Гончарова составляет своеобразный диптих с романом «Обыкновенная история». В ней показано, как человек, заплатив высокую цену, сумел адаптироваться к новой действительности; в «Обломове» - как человек не захотел изменить себе и себя, чтобы приспособиться к требованиям времени. Персонажная схема строится на принципе оппозиции: два героя противопоставлены друг другу как два представителя разных социумов. Илья Ильич – помещик, Андрей Штольц – разночинец. Герои воспитывались по-разному; в результате получились разные люди с разными ценностными установками. Помещику всё необходимое дано от рождения, следовательно, труд для него – тяжкое бремя, это примета раба, а не господина. Праздность же есть признак счастья и высшей породы. Эту мораль Илья Ильич усваивает с детства; соревноваться с кем-либо, делать усилия, «беспокоить себя» не в правилах Обломова. В противовес ему представлен разночинец Андрей Штольц, который воспитывался совершенно другими установками: ему с детства внушалось, что всего он должен добиться сам. Для него успех неразрывно связан с деятельностью. Как автор романа относиться к своим героям? Авторская позиция в романе сводится к обличению или возвеличиванию какого-либо героя. У них есть свои достоинства и недостатки. Главное достоинство Обломова – высокие душевные качества, от которых он не захотел отказаться в угоду требованиям нового времени. Это чистота, доброта, правдивость и кротость. Автор называет его душу «хрустальной». Достоинствами Штольца можно считать активность, предприимчивость, порядочность, а недостатками – сухость, бездушие, отсутствие всякой рефлективности. Особое место в романе занимают образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Чтобы завоевать первую, Обломову нужно измениться, соответствовать духу нового времени. Но сила привычки, впитанные с детства ценности оказываются сильнее субъективных желаний героев. Обломов остается в старом мире и потому теряет Ольгу, которая становиться женой Штольца. Агафья Пшеницына – это жена-нянька, она соотносится с патриархальным укладом. Четвертая часть романа написана в жанре мещанской идиллии. Обломов живет с Пшеницыной на Выборгской стороне, которая фактически является деревней. Если «Обыкновенная история» заканчивается торжеством Александра Адуева, который приспособился к жизни, то «Обломов» - смертью заглавного героя. Илье Ильичу нет места в изменившейся действительности. Смерть Обломова уравнивается с его жизнью-сном. Последние страницы романа посвящены новому герою – сыну Обломова. Андрей Обломов своеобразно объединяет в себе два начала – обломовское и штольцевское. В образе сына Обломова передана надежда автора возможность на возможность разрешения противоречия между буржуазным и патриархальном укладами; рациональным и эмоциональным; прагматичным и духовным. Но это разрешение противоречия дается только как потенциал.