Н.В.Гоголь ---------------------------------- Первый сборник – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Включает в себя восемь произведений, которые делятся на две части: 1. «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь», «Пропавшая грамота»; 2. «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонько и его тетушка», «Заколдованное место». Основной источник для написания цикла Гоголя послужил украинский фольклор. Определенное влияние оказал и народный купольный театр ''Вертеп''. Оттуда писатель позаимствовал типы сварливой бабы, простака-мужика, пройдохи-цыгана, а также некоторые сюжетные ходы, например, прятанье в мешки. Народность и демократизм «Вечеров» заключается не только в точности воспроизведения украинского быта, но и в глубоком проникновении писателя в характер. Постичь его мог человек непосредственно связанный с народом. У Гоголя это писатель Рудый Панько, который играет роль посредника между автором и читателем. По своему пафосу повести цикла являются романтическим произведением, так как строятся на основе скрытого двоемирия. На первом плане: мир праздничной жизни, которая противопоставлена современной пошлой действительности. Доказательством романтической природы является изображенное время. События почти всех повестей отнесены к условному прошлому, которое намечено с помощью исторических имен или событий. Основной художественный принцип повествования в «Вечерах» является сказ (это форма повествования от некоего субъекта речи, обладающего яркой речевой манерой). Он открывает возможность смешения разговорно-бытовой речи с разными жанрами и видами письменной речи. «Сорочинская ярмарка» открывает сборник. Ярмарка у Гоголя событие не столько экономической сколько духовной жизни народа. Ярмарочная жизнь всегда карнавальна, карнавал – всеобщий народный праздник, на котором торжествует духовное обновление жизни, освобождение человека от повседневных ограничений. Повесть начинается с прославления Украины и с пейзажа, который дан в космическом масштабе. Так же изображается и народную жизнь. Народ предстает в повести как некое единство, объединенное ценностями и ментальными установки. Тема повести – торжество неумирающего народного духа. Обновление жизни связано с темой молодости и старости, а также смены поколений «Миргород» (1835) – цикл из четырех повестей, делятся на две части: 1. «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»; 2. «Вий», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В «Миргороде» Гоголь отказался от персонифицированного рассказчика. Повествование в повестях ведется в перволичной форме – от имени рассказчика, который представлен не как персонаж, а как точка зрения, как субъект речи и сознания. Четыре повести различны по жанру. «Старосветские помещики» - идиллия. «Тарас Бульба» - воинская помощь, «Вий» - легенда, «Повесть о двух Иванах» - сатиры. В первой и четвертой действительность предстает такой, какова она есть. Во второй и третьей – какой она была или должна быть. «Старосветские помещики». Ю.М.Лотман в своей работе ''Художественное пространство в прозе Гоголя'' отмечает, что в этой повести художественное пространство разделено на две неравные части: 1. мир старосветских помещиков; 2. весь остальной мир. Жилище Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны – особый мир с кольцеобразной топографией. Каждое из колец отделяет внутренний мир от внешнего. Пейзаж все предметы располагаются по кругу. Пространство повести строится на оппозиции: внешнее – внутреннее, холод – тепло, дисгармония – гармония. Герои повести живут во внутреннем мире, как в скорлупе. В этом мире из-за его изолированности ничего не происходит. Время в повести является циклическим. Вся жизнь старосветских помещиков предстает как нечто повторяющееся, в котором нет и не может быть событий. И даже событие здесь предстает как несобытие. Неделание старосветских помещиков выйти за пределы своего дома продиктовано их желанием сохранить тепло и гармонию. Гоголь возводит героев, знающих только быт, в высокий внебытовой ранг. Он сравнивает их с античными героями Фелемоном и Бавкидой. Идиллия заканчивается драматически. Оба умирают. Авторская позиция неоднозначна. Пушкин точно уловил, назвав повесть трогательной идиллией, которая заставляет читателя смеяться сквозь слезы грусти и умиления. То есть Пушкин почувствовал амбивалентность изображения героев. Смысловую пару первой повести составляет «Тарас Бульба». Прозе пошлости жизни автор противопоставил поэзию героического подвига. Современную ему жизнь он поверяет историческим прошлым, а оценивает его с позиции современности. В письме к Николаю Языкову он выразит это так: ''Бей в прошедшем настоящее, и тройною силою облечется твое слово''. Таким образом, изображение прошлого для гоголя не самоцель, а средство, с помощью которого он пытается понять недостатки современности. Показывая героический уклад запорожской сечи, Гоголя показывает, что незаурядная личность – следствие этого уклада, поэтому суд писателя направлен не на человека, а на социум, в котором он живет и который формирует его. Перенос акцента на социальную среду сделало Гоголя родоначальником ''натуральной школы'' и определило пафос всего гоголевского направления в русской литературе 19 века. Запорожская сечь представляется Гоголю идеальным общественным устройством. Гоголь подробно рассматривает основные составляющие его. Это общество держится на личной свободе, высокой общественной морали и свободе совести. Свобода запорожцев основывается на том, что среди них нет деления на классы и сословия, на бедных и богатых. Запорожская сечь – торжество стихийной демократии (сцена избрания кошевого). У Гоголя народ – выше избранной власти. А Тарас Бульба – идеальный типичный образец определенной социальной среды. Именно он произносит главный монолог в повести, в котором обвиняет индивидуализм как главный порок современной эпохи. «Петербуржские повести» Цикл включает в себя: «Невский проспект», «Шинель», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Портрет». Их объединяет образ Петербурга. Ведущий художественный прием повести «Невский проспект» является синекдоха (изображение части вместо целого и наоборот). Синекдохический принцип изображения заявлен в первой фразе повести: ''Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге: для него он составляет всё''. Особенностью языка Гоголя является непривычная лексическая валентность, то есть слова сочетаются непривычно и это непривычное словосочетание всегда значимо. ''Чем не блещет эта улица – красавица нашей столицы''. Парадокс заключается в том, что живое и неживое меняются своими характеристиками. Странная фраза Гоголя может быть переведена так: кто только не блистает на этой красивой улице. Характеризуя живое как неживое и наоборот, Гоголь представляет фантасмагорическую действительность, в которой могут случаться невероятные события. Петербург у Гоголя – дьявольский город, живущий в наваждении. «Шинель» появилась в один год с «Героем нашего времени» Лермонтова. Это два варианта героев времени. Один с точки зрения романтика – Лермонтов, другой – реалиста. Сплавлены особенности жанров, реалистической повести, идиллии, жития святого. Драма главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина начинается с момента его рождения и наречения. У Гоголя человек рождается несвободным, зажатым рамками жизненных законов. Драма главного героя в том, что в нем видят не личность, а исполнителя простейшей функции.