В.М.Гаршин (1855-1888гг) --------------------------------------------- Во время русско-турецкой войны Гаршин был ранен. Его впечатления от войны отразились в первых произведениях: «Четыре дня», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова». Рассказ «Четыре дня» (1877) написан от первого лица. Повествование ведется от имени раненого солдата, лежащего на поле боя. Рассказ разбит на отдельные фрагменты, смены которых мотивируется прерывающегося сознания раненого. Главное содержание заключается в описании мировоззренческого перелома, который соотносится с изменившимся ракурсом видения мира. Рассказчик обретает новое зрение: видит то, что раньше не замечал. Сюжет строится на осознании рассказчиком бесчеловечности войны. Герой видит перед собой убитого турка и понимает, что его убийца – сам герой. Если раньше рассказчик видел перед собой врага, то теперь – человека. Четыре дня, которыераненый проводит рядом с убитым, представляются ему вечностью. Когда рассказчика спасают, это уже не солдат, а пацифист, понимающий бесчеловечность любой войны. «Художники» (1879). Основной композиционный приём – антитеза. На протяжении рассказа чередуются дневники двух художников, фамилии которых Дедов и Рябинин. Это приятели, но по-разному понимающие значение художника. Дедов – конъюнктурщик, рисует то, что пользуется спросом. Рябинину стыдно жить хорошо, когда другим плохо, считает, что роль искусства заключается в том, чтобы пробуждать совесть у людей, чтобы взволновать других, нужно самому остро чувствовать чужую боль. В конце рассказа художники выбирают себе разное будущее: Дедов – пенсионер академии, на три года едет за границу повышать квалификацию. Рябинин – оставляет художество и поступает в земские учителя. Это отражение популярной в 80-е годы ''теории малых дел'', суть которой в том, что человек должен по зову совести выполнять какое-то общеполезное дело. Ряд произведений Гаршина носит притчевый характер, например «Attalia prinseps» (1879) события происходят в оранжерее, которая предстаёт как сытая тюрьма для растений. Автора интересует личность, которая выламывается из своей среды и привычного уклада жизни. Таким существом является пальма, у которой нет бытового русскоязычного названия, а только латинское. Она символизирует героя, который в одиночку бросает вызов всему окружающему миру. Автор убежден, что подвиг одиночек не лишен смысла. Мир меняется от подвигов, поступков отдельных людей. «Красный цветок» (1883) – памяти Тургенева, по проблематике похож на его стихотворение в прозе «Порог». В центре внимания – личность, жертвующая собой во имя общего блага. Главный герой рассказа – сумасшедший. Но по логике рассказа он оказывается самым нормальным в окружающем мире (сравни:Чацкий, Мастер). Главное событие: борьба больного героя с красным цветком, в котором воплощено, по его мнению, вселенское зло, нужно пожертвовать собой. Победа не дается меньшей ценой. «Сказание о гордом Аггее» (1886). Притча сокрыта дидактическим окончанием. Следует различать гордость и гордыню. Главный герой одержим гордыней, мнит себя стоящим над всеми. Основное содержание на том, чтобы уверить читателя, что гордыня заслоняет от человека чужие людские проблемы. Гордый Аггей превращается в конце рассказа в Алексея. Имена символичны: Аггей – праздничный, Алексей – защитник людей. По идейному смыслу к рассказу примыкает сказка «Лягушка-путешественница» (1887). Образ аллегоричен, что сближает сказку с басней. Лягушка – аллегория обывателя, живущего в своем болоте и считающего, что лучше его нет ничего. Средством разоблачения в сказке является авторская ирония. Март 1888 – Гаршин покончил с собой. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.