Ф.М.Достоевский (1821-1881гг) ----------------------------- Свой первый роман «Бедные люди» Достоевский начал писать еще в инженерном училище. В 1846 году он был опубликован в составе «Петербургского сборника». Главный герой романа Макар Девушкин и Варенька Доброселова имеют говорящие имена и фамилии: Макар (греч) – блаженный, Варвара – родственное нарицательному варвар – инородный. Они оказываются чужими в окружающем мире буржуазного Санкт-Петербурга. Главная проблема романа связана с изображением самосознания человека, который пытается утвердиться в общественных глазах и глазах окружающих. Исходное противоречие в романе – в расхождении внутреннеличного с внешнехарактерным: «Я для других» (характер) не совпадает с личностью «я для себя». Все окружающие относятся к Макару как к мелкому чиновнику, не признавая его полноправной личностью. Тематически роман связан со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя. Макар отличается от Самсона Вырина и Акакия Акакиевича более развитым самосознанием. Он убежден в том, что он такая же полноправная личность со своей тайной, как и все остальные, но признает это только Варя. Поэтому эти герои и обмениваются письмами. Один из главных художественных приемов – внутренняя диалогизация. Монологичные письма героев строятся как возможный диалог с воображаемым собеседником или с самим собой. Авторская позиция передается через заглавие. Слово «бедные» имеет двоякое значение: небогатые, достойные сочувствия. Второе значение связывает роман с программным произведением русского сентиментализма – повести Карамзина «Бедная Лиза». Замысел «Преступления и наказания» сложился у Достоевского в 1863 году. Непосредственная работа началась в 1865 году. В письме к редактору журнала «Русский вестник» Каткову Достоевский так излагал основную идею романа: «это психологический отчет одного преступления, действие современное, в нынешнем году <1865>. Молодой человек, … живущий в крайней бедности по легкомыслию, по шалости в понятиях, поддавшись некоторым недоконченным идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения…» Главная причина преступления Раскольникова, по Достоевскому, - шаткость в понятиях, то есть отсутствие в твердых убеждениях, неумение сопротивляться модным, но опасным веяниям времени. Раскольников представлен как противоречивая личность, сострадание к униженным и оскорбленным парадоксально уживается в нем со стремлением возвыситься над «тварями дрожащими» как некое божество. Самое главное в романе – теория Раскольникова и разоблачение её автором. Первым источником теории героя являются его жизненные наблюдения. Раскольников фиксирует в своем сознании лишь негативную сторону действительности. В поле его зрения не попадает красота. Он видит лишь грязь и безобразие. Каждая видимая Раскольниковым сцена является для него еще одним доказательством того, что правды и справедливости на земле нет. Постепенно герой приходит к выводу, который должен приниматься без доказательств. Для Раскольникова естественно, что бога нет, так как он не проявляет себя в роли высшего судьи: не карает грешников и не поддерживает слабых. Для Раскольникова мир должен быть логичным и рациональным, а если этого нет, то и бога нет. Исходная посылка героя похожа на ту, что исповедует Сальери: «все говорят нет правды на земле, но правды нет и выше». Вторая посылка теории Раскольникова тоже безбожна. Он убежден в людском неравенстве перед законами бога. Есть те, кто должен соблюдать заповеди Христа, и есть немногие, кто имеет право презирать эти законы и жить по своим собственным. Раскольников пытается оспорить важнейшую заповедь Христа: не убий. Его преступление не только уголовное, но и идеологическое. Герой взял на себя миссию бога решать, кому жить, а кому – нет. Однако если бог иногда кажется человеку несправедливым, то можно ли ожидать справедливости от слабого человека. Достоевский предвидел, какие ужасы ждут то общество, в котором идея справедливости станет основой государственной идеологии. Следующая посылка теории Раскольникова связана с утверждением не только права, но и необходимости совершения преступления необыкновенными людьми. Она доказывается с помощью козуистической логики. Раскольников считал, что Ньютон имел право и даже был обязан «устранить 10 или 100 человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству». Если рассуждение Раскольникова перевести на простой язык, то они выльются в формулу: благая цель оправдывает неблагие средства для её достижения. Раскольников раскрывает свою теорию в статье, но главным образом в разговорах и спорах с другими людьми. Кульминацией романа является разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой в 4 главе 4 части. Кульминация этой главы – чтение последнего, четвертого, евангелия от Иоанна о последнем чуде: о воскрешении Лазаря. Основное содержание романа составляет наказание Раскольникова. Достоевский использует все имеющиеся в его распоряжении средства для того, чтобы показать опасность идеологии героя: 1. герой наказан страшными муками совести («о совесть лютая, как тяжко ты караешь» - Борис Годунов); 2. героя не принимают и отторгают обычные люди (на Сенной площади, на каторге); 3. преступление всегда инерционно. Задумав убить старуху, Раскольников убивает еще и Елизавету; 4. из-за него страдают ни в чем неповинные люди (Миколка); 5. страдание его матери и сестры; 6. то, что он сравнялся с Лужиным и Свидригайловым – теми грешниками, которых он хотел бы видеть наказанными. Это «двойники» Раскольникова. Недаром Свидригайлов прямо говорит Раскольникову, что они «одного поля ягоды». Объединяет героев, прежде всего, их философия, а различает – особенность души. Достоевский считает, что Раскольников хорош как человек, безобразна его философия, поэтому Раскольников в отличие от Свидригайлова еще имеет возможность измениться; 7. каторга. «Идиот». Роман публиковался в 1868-69гг в журнале «Русский вестник». Произведение было задумано и написано за границей. Находясь там, писатель приходит к выводу, что Россия переживает перелом, реформы, сопоставимые по значимости с реформами Петра I. В эпоху обновление, по мнению писателя, встает проблема героя, которая и занимает центральное место в романе. Достоевский мог бы назвать роман «Герой нашего времени». Проблема героя времени писателями 60-х гг решалась по-разному. Для Чернышевского герой времени – революционер Рахметов («Что делать?») для Некрасова – поэт гражданской ориентации (Белинский или Добролюбов), для Тургенева – тип разночинца. Сам Достоевский считал главной своей задачей «изобразить положительно-прекрасного человека». Он приходит к выводу, что западная буржуазная жизнь движется к нравственному тупику. Общественный прогресс писатель связывает не с социальным и не революционным устройством, а с нравственным самосовершенствованием. Общество может изменить не новая теория, не технический прогресс, а положительно-прекрасный человек, то есть близкий к идеалу. Идеалом для русского является Христос. Именно он и накладывается на образ главного героя романа. В своих письмах писатель называет князя Мышкина «князь Христос». Сюжет романа можно рассматривать в двух аспектах: реалистический и символический. Символический связан с темой второго пришествия Христа на землю, только в новом обличие и месте. Заглавие романа имеет два значения: ideotus (греч.) – отдельный, частный человек; малоумный, юродивый. Мышкин – «чистый» человек в том смысле, что он лишен профессиональной, социальной, сословной и национальной специфики. В этом он похож на Христа. Мышкин – князь только по титулу, он из помещиков, но у него нет имения, мужчина, но здоровье не позволяет ему вступить в брак, вроде бы он русский, но 4 года, проведенные в Швейцарии, лишили его каких-либо национальных примет. Следовательно, особенность личности Мышкина: его точка зрения не искажена условностями, ему дана способность раскрывать суть человека, извлекая её из-под наносного, наигранного. Мышкин отличается от людского сообщества и потому не принимается им. Заглавие романа внутренне диалогично. В нем скрыты две оценки, интонации: авторская и героев. Мышкин сочетает в себе несоединимое, то есть он амбивалентен: силен как лев и слаб как мышь. Достоевскому принадлежит известная фраза о том, что мир спасет красота. Своим романом он пытается дать ответ на то, какого рода красота может спасти мир – внутренняя, духовная, соединенная с внешней, физической. Одну символизирует князь Мышкин, а другую Настасья Филлиповна. Они тянутся друг к другу, так как хотят обрести гармонию. Но красота не принимается тем миром, в котором они живут: Настасью Филлиповну убивает Парфен Рогожин, а князь Мышкин впадает в полный идиотизм и уезжает туда, откуда прибыл. Таким образом, гармония не снизошла на Россию. Князь Христос оказался не признан, как и две тысячи лет назад не был признан подлинный.