Происхождение древнегреческой трагедии. Роль культа Диониса -------------------------------------- Существует три основных источника трагедии: 1. мистериальный (в основе – мистериальные мифы, связанные с образом Минотавра). Основное содержание – Аид похищает Персефону (3 дня мистерии – 3 месяца зимы). Человек во время мистерий чувствовал себя бессмертным. Напиток, который давал ощущение временной смерти – керион. После него человек понимал, что не умрет насовсем. 2. миметические игры (мимесис - подражание). Ритуальная деятельность пастухов. Здесь бог Дионис играл роль бога Пастуха. Сатирическая драма – профанация драмы, нет философии смерти. 3. от запевал дифирамбов (двурожденный). Дионис Загрей – сын Зевса и Персефоны. Он погиб от рук титана, когда пытался сбежать от него в образе козла. Тогда Зевс испепелил титанов. Пепел + кровь Диониса = человек. Следовательно, природа человека двойственна, душа распята на кресте тела. После рождения – Дионис сын Семала, то есть дважды рожденный. Основные мистерии справляются один раз в три года. Праздник происходит на нагорных лугах Парнаса-Оргада. Участницы оргий – вакханки. Дифирамбы бывают: 1. весенние – прославляющие бога. Путешествие в Индию – комедия. 2. зимние – смерть бога – трагедия. В Греции – четыре основных праздника, посвященных Дионису: 1. Ленеи (лен – чан с вином). Это январь, когда пробовали вино новорожденного урожая. 2. конец февраля - начало марта. Антестерия – праздник цветов, когда статуя Диониса украшалась цветами. Продолжалось всё это три дня: священный брак Диониса с супругой архонта (чтобы обеспечить плодородие виноградных лоз); праздник кружек (супруга архонта возвращается); день повиновения усопшим (праздник горшков - хитра). 3. апрель. Великие дионисии. Дионис должен был благословить землю Аттики, выполняет функцию Деметры. Искусство театра. Театральные постановки носили характер агона. Каждый из трех авторов должен был предоставить трилогию, сатирическую драму, комедию. Всего за праздник – 15 пьес. 4. малые дионисии. Конец сентября – начало октября. Здесь ставили пьесы, которые вскоре получили признание. Юмористическое содержание. Исторические этапы происхождения трагедии: 1. Арион – создатель литературного дифирамба. Описание основных событий жизни бога. Запевала дифирамба задает вопросы, а хор на них отвечает. Арион жил в 600 годах до н.э. 2. Феспид – грек из Ипарии. Первым оторвал трагедию от сюжета мифа о Дионисии. 534 год – первая поставленная трагедия Феспида «Протей». 3. Фриних – ученик Феспида. Оторвал трагедию от мифа. Она может ставиться на исторические темы. «Взятие Милета». Ввел структуру сменного актера. Структура древнегреческой трагедии: Пролог – часть пьесы до появления хора, на сцене мог появиться слуга (вестник) и рассказать предысторию. Парод – первая песнь хора. Эпизодий – диалог хора с актером. Хор находится на сцене, исполняет стасим – стоячие песни. Они чередуются с эпизодиями. Коммосы – песня-плачь хора и актера. Эксод – последняя песнь хора.