А.П.Чехов (1860-1904) Ранние рассказы ------------------------ Первое произведение Чехова датируется 1880-ым годом. В юмористическом журнале «Стрекоза» был опубликован рассказ «Письмо к ученому соседу». Юмористические журналы 70-80 годов представляли собой знаменательное явление. Они отвечали эстетическим запросам массового читателя. Юмористические журналы предъявляли определенные требования к публикуемым произведениям. Они должны были быть смешными, краткими (объём не более ста строк), острыми и проходимыми для цензуры. В юмористических журналах сложилась определенная система литературных жанров. Популярными были рассказы-сценки, пародии, диалоги, очерки нравов, подписи к рисункам. Пародия всегда внутренне диалогична, она предполагает второй план, связанный с узнаваемым произведением. Смеховая реакция рождается за счет взаимодействия текста пародии и подтекстным произведением. Диалогизм пародии «Репка» возникает за счет перевода текста из одного типа дискурса в другой. (Дискурс – тип речи, связанный с определенным типом мировосприятия). Чехов переводит из фольклорного дискурса во взрослый, бытовой. Это отражает подзаголовок – «перевод с детского». Одним из ключевых художественных средств, с помощью которого создается комический эффект, является гибридная конструкция по Бахтину, соединяющая два ценностных кругозора: фольклорного сказителя и писателя-юмориста. Ведущее места в раннем творчестве Чехова занимают рассказы-сценки, в которых сплавлены особенности эпоса и драмы. Действие таких рассказов происходит как бы на глазах читателей, которые становятся его своеобразными соучастниками или наблюдателями. Герои раскрываются главным образом через прямую речь. Функция рассказчика сводится к комментарию по ходу происходящего действия. «Смерть чиновника». Опубликовано в 1883 году. Подзаголовок – «Случай». Вопреки фантастичности создания рассказа, автор пытается убедить читателя в том, что история реальна. Проблема рассказа заявлена в заголовке. Чиновник – лишь социальная роль. В рассказе умирает не столько человек, сколько его вешняя оболочка. Поэтому смерть героя производит не тягостное, а веселое впечатление. Главный герой – Червяков – раб по призванию, а не по необходимости. В рассказе поставлена проблема неспособности человека выйти за рамки одной социальной роли. Червяков всегда и везде только чиновник, знающий только одну систему координат. Поэтому он её раб. Освободиться от своего добровольного рабства герой может только со смертью; изменить своё сознание он не способен. Проблеме внутренней несвободы посвящен рассказ «Хамелеон». Слово приобретает характер оценки. Главный вопрос заключается в том, кого признать хамелеоном. Сначала кажется, что это только Очумелов. Но в рассказе есть фраза, которая играет роль пуанта (фр. – точка переворота). Один из ключевых художественных приемов рассказа, рождающий комический эффект – прием анимализации, то есть уподобление человека животному и наоборот. В рассказе Очумелов – это хамелеон, тогда как щенок изображается по модели человека. С 1885 года начинается сотрудничество Чехова с газетами «Новое время» и «Петербургская газета». В них Чехов опубликовал: «Ванька», «Тиф», «Володя», «Счастье», «Свирель». Периодические издания обычно публиковали 25 декабря рождественские рассказы. Образец такого рассказа у Чехова – «Ванька» (1886). Писатель переосмысливает канон старого жанра. Вместо счастливого случая представлена обычная жизнь. Финал рассказа не оптимистичен, он драматический. Рассказ строится на интерференции (взаимопересечении) двух жанров: письма и социально-психологического очерка. Сознание девятилетнего мальчика выражено в письме, а повествователя – в очерке. В результате читатель может увидеть ребенка извне и изнутри. Девятилетний Ванька наивен и малограмотен, не понимает, за что страдает. Читатель же благодаря повествователю догадывается, что главной причиной является не сапожник Аляхин, а сложившийся порядок вещей, инерция жизни. Кроме объективной причины несчастия Ваньки, есть и субъективные. Автор их связывает с равнодушием людей. Ванька – незаконнорожденный сын помещика и горничной. Мать Ваньки когда-то была игрушкой для барина, а потом в этой роли оказался её сын. Когда он надоел, от него избавляются. 1887 год. В газете «Новое время» Чехов печатает рассказ «Враги», в котором исследуется проблема взаимодействия разных субъективных правд. По Чехову истина вненаходима. Чехов должен понимать, что его видение мира – это лишь субъективная правда, которая может не совпадать с правдой другого человека. Людская вражда и даже ненависть возникают из-за того, что человек принимает за абсолютную истину свою правду. Есть и другая особенность художественного мира зрелого Чехова. Она заключается в том, что героев нельзя разделить на положительных и отрицательных. Автор не на чьей-то стороне, а над ними.